Большая ретроспектива Жоана Миро, посвященная его 125-летию, открылась в парижском Grand Palais. Более 150 произведений живописи, графики и скульптуры сюда привезли из ведущих музеев мира, среди которых Метрополитен, Музей Гуггенхайма, Альбертина и Музей королевы Софии.

Главный французский сюрреалист Андре Бретон называл Жоана Миро «самым красивым пером на шляпе сюрреализма». Действительно, живопись Миро была удивительно поэтичной — и не только из-за безупречного чувства цвета и умения гармонизировать странноватых персонажей. Его картины были сюрреалистическими поэмами с пышными названиями вроде «Капля тумана, падающая с крыла птицы, пробуждает Розали, которая спала в тени паутины» или же «Крыло жаворонка, воссоединяющее с золотисто-голубым сердце мака, спящего на усыпанном бриллиантами лугу».

Сюрреалисты, к которым примкнул испанский художник, считали живопись пластическим воплощением поэзии. А стихи должны были рождаться из глубин подсознания свободными от контроля разума, а также эстетики и нравственности. Этот принцип взял на вооружение и Жоан Миро, картины которого стали подобны сновидениям или галлюцинациям.

На выставке можно увидеть, как всё начиналось. В 1920 году молодой каталонец приехал в Париж, подружился с Пикассо и Андре Массоном и познакомился с самыми современными направлениями живописи. Потратив немного времени на кубизм и фовизм, Миро начал работать в направлении, которое стали называть поэтическим реализмом. Здесь еще присутствуют все приметы реальности, но написаны они уже в несколько наивном гротескном стиле. Самую знаменитую работу этого периода, «Ферму», приобрел у Миро Эрнест Хемингуэй за баснословную в свое время сумму в 5000 франков.

Чем дальше, тем больше живопись Миро теряет связь с реальным миром. Его картины всё больше походят на детские или первобытные рисунки. Из картины в картину кочуют символы, над расшифровкой которых до сих пор бьются критики и психоаналитики. Постепенно его работы начинают напоминать картины Босха, густо населенные странноватыми персонажами из подсознания.

Поздний Миро двигается от сюрреализма к абстракции. Количество изображений резко уменьшается, а редкие закорючки и штрихи теперь парят на фоне насыщенных цветных подложек. Он увлекается скульптурой и керамикой, формы которых материализуются из его живописи. Благодаря тому, что на выставке собрали все самые яркие работы художника, становится понятной траектория, по которой менялся его стиль на протяжении жизни.

Joan Miró
«Nu debout» 
1918
The Saint Louis Art Museum
Friends Fund, 1965
© Successió Miró / Adagp, Paris 2018
Photo Saint Louis Art Museum, Saint Louis

Joan Miró
«Autoportrait»
1919
France, Paris
Musée national Picasso-Paris
© Successió Miró / Adagp, Paris 2018
Photo Rmn-Grand Palais (musée national Picasso-Paris) / Mathieu Rabeau

Joan Miró
«La Ferme» 
1921-1922
États-Unis, Washington
National Gallery of Art
© Successió Miró / Adagp, Paris 2018
Photo National Gallery of Art, Washington

Joan Miró
«Le Carnaval d’Arlequin»
1924-1925
États-Unis, Buffalo
Collection Albright-Knox Art Gallery
Room of Contemporary Art Fund, 1940
© Successió Miró / Adagp, Paris 2018
Photo Albrigth-Knox Art Gallery, Buffalo / Brenda Bieger and Tom Loonan

Joan Miró
«Tête de Paysan catalan» 
1925
Royaume-Uni, Londres Tate
Scottish National Gallery of Modern Art 
Photo Successió Miró Archive

Joan Miró
«Intérieur hollandais (I)» 
1928
États-Unis, New York
The Museum of Modern Art
Mrs. Simon Guggenheim Fund, 1945 © Successió Miró / Adagp, Paris 2018
Photo Successió Miró Archive

Joan Miró
«Femme et oiseau dans la nuit» 
26 janvier 1945
Espagne, Barcelone
Fundació Joan Miró
© Successió Miró / Adagp, Paris 2018
Photo Successió Miró Archive

Joan Miró
«Bleu II» 
4 mars 1961
France, Paris
Centre Pompidou, Musée national d’art moderne
© Successió Miró / Adagp, Paris 2018
Photo Centre Pompidou, MNAM-CCI, dist. Rmn- Grand Palais / Philippe Migeat

Joan Miró
«Maquette de l’Arc à la Fondation Maeght VIII» 
1963
France, Saint-Paul
Fondation Marguerite et Aimé Maeght
© Successió Miró / Adagp, Paris 2018 Photo Claude Germain — Archives Fondation Maeght

Joan Miró
«Peinture»
vers 1973
Espagne, Palma de Majorque
Fundació Pilar i Joan Miró a Mallorca
© Successió Miró / Adagp, Paris 2018
Photo Joan Ramon & David Bonet