Большая ретроспектива Жоана Миро, посвященная его 125-летию, открылась в парижском Grand Palais. Более 150 произведений живописи, графики и скульптуры сюда привезли из ведущих музеев мира, среди которых Метрополитен, Музей Гуггенхайма, Альбертина и Музей королевы Софии.
Главный французский сюрреалист Андре Бретон называл Жоана Миро «самым красивым пером на шляпе сюрреализма». Действительно, живопись Миро была удивительно поэтичной — и не только из-за безупречного чувства цвета и умения гармонизировать странноватых персонажей. Его картины были сюрреалистическими поэмами с пышными названиями вроде «Капля тумана, падающая с крыла птицы, пробуждает Розали, которая спала в тени паутины» или же «Крыло жаворонка, воссоединяющее с золотисто-голубым сердце мака, спящего на усыпанном бриллиантами лугу».
Сюрреалисты, к которым примкнул испанский художник, считали живопись пластическим воплощением поэзии. А стихи должны были рождаться из глубин подсознания свободными от контроля разума, а также эстетики и нравственности. Этот принцип взял на вооружение и Жоан Миро, картины которого стали подобны сновидениям или галлюцинациям.
На выставке можно увидеть, как всё начиналось. В 1920 году молодой каталонец приехал в Париж, подружился с Пикассо и Андре Массоном и познакомился с самыми современными направлениями живописи. Потратив немного времени на кубизм и фовизм, Миро начал работать в направлении, которое стали называть поэтическим реализмом. Здесь еще присутствуют все приметы реальности, но написаны они уже в несколько наивном гротескном стиле. Самую знаменитую работу этого периода, «Ферму», приобрел у Миро Эрнест Хемингуэй за баснословную в свое время сумму в 5000 франков.
Чем дальше, тем больше живопись Миро теряет связь с реальным миром. Его картины всё больше походят на детские или первобытные рисунки. Из картины в картину кочуют символы, над расшифровкой которых до сих пор бьются критики и психоаналитики. Постепенно его работы начинают напоминать картины Босха, густо населенные странноватыми персонажами из подсознания.
Поздний Миро двигается от сюрреализма к абстракции. Количество изображений резко уменьшается, а редкие закорючки и штрихи теперь парят на фоне насыщенных цветных подложек. Он увлекается скульптурой и керамикой, формы которых материализуются из его живописи. Благодаря тому, что на выставке собрали все самые яркие работы художника, становится понятной траектория, по которой менялся его стиль на протяжении жизни.