В течение трех лет — с 2018 по 2020 год — в Бельгии проходит масштабный культурный фестиваль Flemish Masters. Он затрагивает все сферы жизни — ЮНЕСКО признало национальным достоянием бельгийскую привычку пить пиво, ученые изучают историю шоколада, который во времена Рубенса продавался в аптеках как лекарство, музеи показывают отреставрированные шедевры, многие государственные учреждения открывают свои двери, чтобы показать работы знаменитых художников in situ, то есть на тех стенах, для которых они были созданы.
У каждого года в программе есть главный акцент: 2018-й — Рубенс и антверпенское барокко, 2019-й — 450-летие со дня смерти Питера Брейгеля Старшего, 2020-й — завершение реставрации Гентского алтаря. Однако помимо знаменитых имен и шедевров музеи показывают художников, оказавшихся в тени своих более успешных коллег, но не меньше заслуживающих внимания.
Адриан Брауэр, современник Рубенса, бравший уроки у Халса, хорошо известен специалистам и гораздо меньше знаком широкому кругу любителей искусства. Меж тем его работы есть во многих музеях, включая Дрезденскую картинную галерею, Старую Пинакотеку в Мюнхене, собрание Лихтеншнейнов в Вене, а также Пушкинский музей и Эрмитаж.
Брауэр прожил всего 32 года и умер от чумы, в бедности (Рубенс, у которого имелось порядка 17 работ Брауэра, и в меньшей степени Рембрандт были едва ли не единственными его покупателями), оставив около 70 картин.
Выставка «Адриан Брауэр: мастер эмоций» в музее Ауденарде, в родном городе художника, представляет более 30 работ Брауэра и еще столько же произведений его современников из музейных и частных собраний Европы и Соединенных Штатов.
Творчество Брауэра, работавшего в первой половине XVII века, исторически оказалось между традициями Брейгеля и жанровыми сценами следующих поколений. Одним из самых талантливых его учеников и последователей был Давид Тенирс Младший, много копировавший работы своего учителя. Наиболее характерные для Брауэра сюжеты— крестьянские праздники, разгульные сцены в кабаках и курильных притонах. Он писал трактирщиков, пьяниц, игроков в карты, большое внимание уделяя утрированным, гротескным эмоциям. Экспозиция построена вокруг четырех тем: Брауэр — новый Брейгель, веселящиеся компании, эмоциональные портреты и пейзажи.
Дополнением к выставке стали инсталляции современных бельгийских художников, включая Вима Дельвуа и Яна Фабра, вдохновленные работами Адриана Брауэра и установленные в действующей готической церкви XIII века.