В Национальной галерее в Лондоне открылась выставка «Мантенья и Беллини», посвященная двум гениям Возрождения, на протяжении семи лет работавшим бок о бок. Живопись, рисунок, скульптура стали полем для творческого диалога художников, которые состояли в родственных отношениях.

История взаимоотношений Андреа Мантеньи и Джованни Беллини стоит особняком в истории Ренессанса. Они были не просто друзьями-соперниками, но принадлежали к одному художественному клану. В 1453 году Мантенья женился на дочери знаменитого венецианского художника Якопо Беллини Николосии, став зятем Джованни. В течение нескольких лет художники писали одни и те же сюжеты, впрочем, уже на этом этапе стало ясно, насколько разными дарованиями они обладают.

Картины Мантеньи рассудочны, насыщены множеством деталей и символов. Для Джованни Беллини с самого начала важны эмоции, которые передаются через состояние пейзажа и цветовое решение картины. Эта разница особенно очевидна, если сравнить две картины на один сюжет — «Моление о чаше». У Мантеньи изображение можно назвать кинематографичным и многословным: к молящемуся Христу спускаются ангелы, с другой стороны уже видно, как к саду подходят стражники, которых ведет Иуда. Беллини, написавший свой вариант пятью годами позже, заимствовал у Мантеньи некоторые элементы композиции и символики, но его картина получилась более цельной и проникновенной.

Найти множество сходств и различий можно в сюжетах «Сошествие во ад», «Распятие», «Пьета», «Мадонна с младенцем» и портретах. В почти одинаковом по композиции «Сретении» художники написали и свои автопортреты. На картине Мантеньи он изобразил себя и Беллини справа, Беллини же ограничился своим автопортретом, написав его также в правом углу. После 1460 года каждый из художников идет своей дорогой. Мантенья поступил на службу к герцогу Гонзаго и умер в 1506 году. Беллини всю жизнь работал в Венеции и пережил Мантенью на десять лет.

Со временем различия между мастерами становятся всё более очевидными. Мантенья уделяет всё больше внимания рисунку, Беллини — цвету. Хотя самая знаменитая картина Мантеньи «Мертвый Христос» демонстрирует виртуозное владение перспективой, именно здесь у него появляется трагическая сверхэмоция, благодаря которой картина стала одним из шедевров Возрождения.

Талант Беллини проявился в создании одного из самых тонких и проникновенных образов Мадонны с младенцем, где не только сам образ богоматери наполнен нежностью, но и пейзаж передает эмоциональное состояние счастья материнства. Впрочем, Беллини стал одним из величайших колористов Возрождения и благодаря тому, что нашел удивительный оттенок синего цвета, отголоски которого столетия спустя обнаружились у Ива Кляйна в его International Klein Blue.

Attributed to Giovanni Bellini
«Portrait of a Humanist Andrea Mantegna?»
about 1475–1480
Raccolte d’Arte Antica, Pinacoteca del Castello Sforzesco, Milano
© Comune di Milano

Giovanni Bellini
«The Agony in the Garden»
about 1458-1460
© The National Gallery, London

Andrea Mantegna
«The Agony in the Garden»
1455-1456
© The National Gallery, London

Andrea Mantegna
«The Descent of Christ into Limbo»
probably about 1492
© Courtesy of the owner / Photo: Sotheby’s New York

Giovanni Bellini
«The Descent of Christ into Limbo»
1475–1480
© Bristol Museum and Art Gallery, UK / Bridgeman Images

Giovanni Bellini
«The Crucifixion»
about 1465
© RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Michel Urtado

Andrea Mantegna
«The Crucifixion»
about 1456-1459
© RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Thierry Le Mage

Giovanni Bellini
«Saint Jerome reading in a Landscape»
1480-1485
© The National Gallery, London

Giovanni Bellini
«Saint Jerome in the Wilderness»
probably 1453–1455
© The Henry Barber Trust, The Barber Institute of Fine Arts, University of Birmingham

Giovanni Bellini
«Madonna of the Meadow»
about 1500-1505
© The National Gallery, London

Andrea Mantegna
«The Virgin and Child with an angel»
about 1485
© The Trustees of The British Museum

Giovanni Bellini
«The Virgin and Child / Davis Madonna»
about 1460
© The Metropolitan Museum of Art, New York

Giovanni Bellini
«The Virgin and Child» 
about 1475
© Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldagalerie / Photo: Christoph Schmidt

Andrea Mantegna
«The Virgin and Child / Simon Madonna»
about 1455–1460
© Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / Photo: Jörg P. Anders

Giovanni Bellini
«The Virgin and Child with Saints Catherine and Mary Magdalene»
about 1490
© Gallerie dell’Accademia, Venice

Andrea Mantegna
«The Holy Family»
about 1490–1500
© bpk / Staatliche Kunstsammlungen Dresden / Elke Estel / Hans-Peter Klut

Giovanni Bellini
«The Lamentation over the Dead Christ»
about 1490
Galleria degli Uffizi, Florence
© Soprintendenza Speciale per il Polo Museale Fiorentino

Giovanni Bellini
«Pietà»
about 1457
© Museo Poldi Pezzoli, Milan

Giovanni Bellini
«The Dead Christ supported by Four Angels»
about 1470
© Museo della Città «L. Tonini», Rimini / Photo: Gilberto Urbinati

Giovanni Bellini
«The Dead Christ supported by Two Angels»
about 1470–1475
© Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldagalerie / Photo: Christoph Schmidt

Andrea Mantegna
«The Dead Christ supported by Two Angels»
about 1485–1500
© Statens Museum for Kunst, Copenhagen

Giovanni Bellini
«Doge Leonardo Loredan»
about 1501-1502
© The National Gallery, London