Начало осени выдалось в Лондоне насыщенным: 4 сентября стартовала Биеннале дизайна, спустя десять дней начался Лондонский фестиваль дизайна, в рамках которого прошли ярмарки 100%Design, Decorex, designjunction и другие. Оба мероприятия закончились 23 сентября, но на некоторые выставки можно попасть до сих пор. Как и в Милане в апреле, в британской столице дизайн на пару недель буквально захватил город: ремесленники и дизайнеры открыли для посетителей свои студии, архитектурные инсталляции появились в знаковых для лондонцев местах, профильные музеи и галереи подготовили выставочную и лекционную программу. В нашей подборке — всё самое интересное, что можно было увидеть на London Design Festival в этом году.

Как всегда, одним из важных центров LDF стал Музей Виктории и Альберта, в котором и без всякого фестиваля можно провести долгие часы за изучением прошлого, настоящего и будущего декоративного искусства и дизайна. В новом дворе Сэклера, реконструированном в прошлом году студией AL_A, разместилась инсталляция «MultiPly» по проекту архитектурного бюро Waugh Thistleton. Модульный трехэтажный лабиринт построен по CLT-технологии из нового типа фанеры, которую с недавних пор производят в Великобритании. Материал не только прочный, но и экологичный: во время его изготовления выброс углекислого газа в атмосферу равен нулю.


В другом дворе музея появился минималистский фонтанчик с питьевой водой, созданный дизайнером Майклом Анастасиадисом. Многогранная тумба из бронзы отражает деревья и кусты, а неглубокая полированная чаша «подсвечивает» лицо наклонившегося над ней человека.


Интерактивную инсталляцию установили в музыкальном салоне XVIII века в зале Norfolk House Music Room. Кураторы Клэр Фарроу и Ева Вуд дополнили интерьер салона акриловым экраном и изогнутой скамьей, на которой посетители могут послушать музыку эстонского композитора Арво Пярта (через динамики) и его речь (в наушниках).


В галерее гобеленов появилась инсталляция датчанина Хенрика Вибскова «The Onion Farm» — похожий на автомойку тоннель из белых и синих ершиков, резко контрастирующих с благородными ткаными работами на стенах.


Не обошлось и без художественного «вмешательства» в городскую среду: так, во дворе Детфордского рынка дизайнер Джайлс Миллер установил инсталляцию-ширму «Byplace» из резной фанеры, а специалисты из графического бюро Kellenberger-White расставили на площади Финсбери Авеню разноцветные стулья в виде букв алфавита. Дизайнер Эс Девлин разместила на Трафальгарской площади пятого льва — ярко-красного, с широко открытой рычащей пастью. Туда встроен небольшой экран, на который выводятся слова и фразы.


Но самые интересные инсталляции можно было увидеть в начале сентября (4.09 — 23.09) на Лондонской биеннале дизайна. Куратор Крис Тернер выбрал тему с политическим и психологическим уклоном: ее название «Emotional States» можно перевести как «Эмоциональные государства» и «Эмоциональные состояния». В создании экспозиции внутри и снаружи музея Сомерсет-хаус участвовали художники и дизайнеры из многих стран и регионов. Автор самой популярной среди пользователей Instagram инсталляции — австралиец Флинн Талбот, использовавший 150 нитей оптоволокна. Латвийский дизайнер Артур Аналтс установил покрытую водным конденсатом стену, на которой можно рисовать, и длинную скамейку, сделанную из всех пород дерева, произрастающих в Латвии. Итальянец Чезаре Леонарди привез в Лондон рисунки из своего альбома «L’Architettura Degli Alberi», в котором он рассматривает деревья с точки зрения архитектора.


Еще одна заметная инсталляция появилась в рамках Лондонской недели моды: дизайнер Аня Хиндмарч разложила в главном зале классического особняка XVII века гигантский белый пуф, набитый шариками. Посетителям предлагалось облачиться в защитный комбинезон и прыгать, сидеть или лежать на этой огромной мягкой подушке.


Галереи коллекционного дизайна подготовили к фестивалю собственную программу. Например, в галерее Aram до 27 октября проходит выставка семи дизайнеров из Уругвая, спроектировавших предметы обстановки по мотивам творчества своего соотечественника, модернистского архитектора Хулио Виламахо. 


Датская онлайн-галерея Adorno организовала выставку «Now Nordic», собрав работы современных дизайнеров из Дании, Норвегии, Швеции, Исландии и Финляндии. Лондонская галерея Fumi отпраздновала десятилетие подборкой лучших экспонатов, выставленных галереей за время своего существования: среди них работы Макса Лэмба и студии Glithero. 


Историческую выставку подготовил Чешский культурный центр: на экспозиции «Mini Wonders: Czech Toys Past and Present» (открыта до 14 октября) можно увидеть десятки детских игрушек, созданных в Чехии за последние 100 лет.


Предметный дизайн на LDF — тема для отдельного исследования. На выставках и ярмарках в сентябрьском Лондоне часто «открывают» молодые таланты, а опытные и знаменитые дизайнеры показывают здесь новые стороны своего творчества. В этом году сразу несколько британских «звезд» — Том Диксон, Фэй Тугуд и студия Timorous Beasties — продемонстрировали эффектные результаты коллаборации с производителем предметов из кожи Bill Amberg Studio. В январе этого года компания завершила разработку новой технологии печати на коже и попросила дизайнеров придумать запоминающиеся принты для дебютной коллекции.


Новая мебель из Лондона — тяжелая, массивная, аскетичная, с тяжеловесными циллиндрическими ножками (коллекция Малгоржаты Бани из композита Jesmonite и деревянные стол и стулья Филиппа Малуена), цветовые решения напоминают абстрактную живопись середины XX века. Глаз отдыхает от надоевших комбинаций зеленого и розового на монохромных предметах, фактурных материалах и типично британских «юмористических» аксессуарах, таких как вазы с очками от Рона Арада.