Большая ретроспектива Клода Моне, куда вошли около сотни картин, открылась в венской Альбертине. Шедеврами знаменитого импрессиониста с венской институцией поделились сорок музеев и частных коллекций, среди которых Музей Орсэ, Национальная портретная галерея Лондона, Пушкинский музей, но больше всего работ привезли из самой большой коллекции живописи художника — парижского Музея Мармоттан-Моне.

Уже из названия «Плывущий мир» становится понятно, что вода — одна из главных тем выставки. И хотя здесь можно увидеть ранние портреты и первые опыты пленэра и такие шедевры, как «Руанский собор» и «Бульвар Капуцинок», водные пейзажи явно доминируют.

Если пленэр импрессионисты открыли в Барбизоне, то на берегах Сены в Онфлере, Аржантёйе, Буживале, Шату они изучали игру света на воде. Началось всё в 1865 году, когда Ренуар предложил Моне и Базилю совершить путешествие по Сене на лодке, чтобы посмотреть регату в Гавре. С тех пор водные пейзажи стали одним любимых жанров у импрессионистов.

Утренние туманы, прозрачное небо, закат, облака, отраженные в воде, давали возможность найти бесконечное количество удивительных цветовых оттенков. Розовые, голубые, сиреневые, жемчужные пейзажи разительно контрастировали с темной гаммой художников предыдущего поколения. Кроме того, водная стихия как нельзя лучше подходила для письма свободными импрессионистическими мазками. От первых опытов импрессионистических марин осталась картина Эдуарда Мане «Клод Моне, рисующий в лодке».

Еще более удивительны картины Моне позднего периода. После того как художник получил признание и смог купить поместье в Живерни, его главным мотивом стали кувшинки. Моне соорудил искусственный водоем в своем обширном саду, засадив его кувшинками, и перекинул через него японский мостик, увитый глициниями. В течение двадцати пяти лет художник написал около двухсот пятидесяти полотен с изображением кувшинок, что значительно превосходит даже его серию руанских соборов из тридцати картин.

В поздних работах Моне тесно приближается к абстракции — и кувшинки, и мост уже едва различимы в красочном месиве мазков. Некоторые исследователи считают, что эффект абстракции появился из-за того, что Моне под конец жизни страдал катарактой, однако подобное видение сохранилось у него и после операции.

Claude Monet
«On the Beach at Trouville»
1870
© Musée Marmottan Monet, Paris / Bridgeman Images

Claude Monet
«The Landing Stage»
1871
© Acquavella Galleries

Claude Monet
«The Red Kerchief, Portrait of Mrs. Monet»
1873
The Cleveland Museum of Art, Estate of Leonard C. Hanna, Jr.
© The Cleveland Museum of Art

Claude Monet
«The Studio Boat»
1874
Collection Kröller-Müller Museum, Otterlo
© Kröller-Müller Museum, Otterlo

Claude Monet
«Train Engine in the Snow»
1875
© Musée Marmottan Monet, Paris / Bridgeman Images

Claude Monet
«Camille Monet and a Child in the Garden»
1875
© Museum of Fine Arts, Boston

Claude Monet
«The Church at Vétheuil, Snow»
1878-1879
Musée d’Orsay, Paris
© RMN-Grand Palais/Musée d’Orsay/Stéphane Maréchalle

Claude Monet
«Lane in the Poppy Field, Île Saint-Martin»
1880
The Metropolitan Museum of Art, New York, Estate of Julia W. Emmons
© The Metropolitan Museum of Art

Claude Monet
«Breakup of Ice, Gray Weather»
1880
Calouste Gulbenkian Museum, Lisbon – Founder’s Collection
© Calouste Gulbenkian Museum, Catarina Gomes Ferreira

Claude Monet
«The Rock Needle Seen through the Porte d’Aval»
1886
© National Gallery of Canada, Ottawa

Claude Monet
«Young Girls in a Rowing Boat»
1887
The National Museum of Western Art, Tokyo, Matsukata Collection
© The National Museum of Western Art, Tokyo

Claude Monet
«Rouen Cathedral, Sunlight Effect»
1894
Museum of Fine Arts, Boston, Juliana Cheney Edwards Collection
© Museum of Fine Arts, Boston

Claude Monet
«Water Lilies»
1908
© Musée Marmottan Monet, Paris / Bridgeman Images

Claude Monet
«Water Lilies»
1916-1919
© Fondation Beyeler, Riehen/Basel Sammlung Beyeler; Photo: Robert Bayer