До музея Мармоттан-Моне, расположенного в бывшем охотничьем домике на краю Булонского леса, добирается не каждый турист, да и местный тоже — обилие музеев в центре Парижа перетягивает на себя внимание. Меж тем здесь хранится отличная подборка живописи и предметов наполеоновской эпохи, собранная первым хозяином дома Жюлем Мармоттаном и его сыном Полем, первоклассная коллекция импрессионистов, принадлежавшая одному из первых ценителей нового искусства Жоржу де Беллио, и самое крупное в мире собрание картин Клода Моне, подаренное музею младшим сыном художника Мишелем.

Изначально бывший домом для частной коллекции (музеем он стал в 1934 году по завещанию Мармоттана, передавшего дом и собрание Академии художеств), музей регулярно показывает вещи из частных собраний уже наших современников, отдавая дань уважения тем, кто поддерживает художников и искусство.

Новая выставка собрала 62 произведения — от импрессионистов до фовистов. Живопись, графику и скульптуру предоставили частные коллекционеры из Америки и Европы (среди них знаменитая семья Нахмад), а также мексиканский промышленник и меценат Перес Симон, владеющий лучшим собранием искусства в Латинской Америке.

Среди шедевров, ради которых стоит доехать до 16 округа Парижа, знаменитое двухметровое полотно Гюстава Кайботта «Мост Европы» из частного музея Пти-Пале в Женеве, «Прачка» Анри де Тулуз-Лотрека, ранняя работа Пабло Пикассо «Испанская танцовщица» из коллекции семьи Нахмад, «Сена в районе Курбевуа» Жоржа Сера, фовистский «Натюрморт с вазой для фруктов» Мориса Вламинка, «Колесница Аполлона» Одилона Редона и «Натюрморт “Надежда”» Поля Гогена, написанный перед последним отъездом на Маркизские острова и посвященный Ван Гогу и другим друзьям-художникам (отсюда подсолнухи и репродукции Дега и Пюви де Шаванна на стене). Не обошлась экспозиция без пейзажей и женских образов Моне, Писсарро, Синьяка, Ренуара, Дега, Ван Гога и его друга Бернара, набидов Боннара и Вюйара. Скульптурный раздел представляют работы Камиллы Клодель, Огюста Родена и Антуана Бурделя.

Предоставленные коллекционерами произведения позволили кураторам сделать изящный ход: открывают и замыкают экспозицию два пейзажа, написанные крупными мастерами, определившими развитие живописи, с разницей в 35 лет — «Пирамиды в Порт-Котон, эффект солнца» Клода Моне и «Окно с видом на море в Этрета» Анри Матисса. Схожий мотив — живописные скалы у берегов Нормандии и Бретани — наглядно демонстрирует путь, пройденный искусством за это время.

Claude Monet
«Les Pyramides de Port-Coton, effet de soleil»
1886
Collection particulière, courtesy Thomas Ammann Fine Art AG, Zurich
© courtesy Thomas Ammann Fine Art AG, Zurich

Henri Matisse
«Fenêtre ouverte sur la mer à Étretat»
1920-1921
Collection particulière
© Succession H. Matisse / Photo : Christian Baraja SLB

Gustave Caillebotte
«Le Pont de l’Europe»
1876
Genève, Association des Amis du Petit Palais
© Rheinisches Bildarchiv Köln, Michael Albers

Gustave Caillebotte
«La Berge du Petit Gennevilliers et la Seine»
1890
Collection particulière
© Christian Baraja SLB

Henri de Toulouse-Lautrec
«La Blanchisseuse»
1886-1887
Onyx Art Collection
© SGS Art Services – www.sgs.com/en/arts-and-culture/

Pablo Picasso
«Danseuse espagnole»
1901
© Nahmad Collection, Monaco
© Succession Picasso 2018

Georges Seurat
«La Seine à Courbevoie»
1885
Collection particulière
© Collection particulière — Droits réservés

Maurice de Vlaminck
«Nature morte au compotier»
1905
Collection particulière, France
© Boris Veignant / Adagp, Paris 2018

Odilon Redon
«Quadrige, le char d’Apollon»
vers 1909
Collection particulière 
© Collection particulière – Droits réservés

Paul Gauguin
«Nature morte à l’Espérance»
1901
Collection particulière italienne
© Paolo Vandrasch

Émile Bernard
«Les Falaises d’Yport»
1892
Collection Daniel et Laetitia Malingue
© Florent Chevrot

Émile Bernard
«Printemps ou Madeleine au Bois d’Amour»
1892
Collection Isabelle et Scott Black, en dépôt au Portland Museum of Art, Maine
© Trustees of the Portland Museum of Art, Maine

Kees van Dongen
«Le Boniment»
1905
Collection particulière
© Christian Baraja SLB / Adagp, Paris 2018

Édouard Vuillard
«La Partie de Bridge au Clos Cézanne»
1923
Mexico, Collection Pérez Simón
© Arturo Piera

Camille Claudel
La Petite Châtelaine «à la natte courbe»
1893
Collection Reine-Marie Paris
© Eric Boutigny