До музея Мармоттан-Моне, расположенного в бывшем охотничьем домике на краю Булонского леса, добирается не каждый турист, да и местный тоже — обилие музеев в центре Парижа перетягивает на себя внимание. Меж тем здесь хранится отличная подборка живописи и предметов наполеоновской эпохи, собранная первым хозяином дома Жюлем Мармоттаном и его сыном Полем, первоклассная коллекция импрессионистов, принадлежавшая одному из первых ценителей нового искусства Жоржу де Беллио, и самое крупное в мире собрание картин Клода Моне, подаренное музею младшим сыном художника Мишелем.
Изначально бывший домом для частной коллекции (музеем он стал в 1934 году по завещанию Мармоттана, передавшего дом и собрание Академии художеств), музей регулярно показывает вещи из частных собраний уже наших современников, отдавая дань уважения тем, кто поддерживает художников и искусство.
Новая выставка собрала 62 произведения — от импрессионистов до фовистов. Живопись, графику и скульптуру предоставили частные коллекционеры из Америки и Европы (среди них знаменитая семья Нахмад), а также мексиканский промышленник и меценат Перес Симон, владеющий лучшим собранием искусства в Латинской Америке.
Среди шедевров, ради которых стоит доехать до 16 округа Парижа, знаменитое двухметровое полотно Гюстава Кайботта «Мост Европы» из частного музея Пти-Пале в Женеве, «Прачка» Анри де Тулуз-Лотрека, ранняя работа Пабло Пикассо «Испанская танцовщица» из коллекции семьи Нахмад, «Сена в районе Курбевуа» Жоржа Сера, фовистский «Натюрморт с вазой для фруктов» Мориса Вламинка, «Колесница Аполлона» Одилона Редона и «Натюрморт “Надежда”» Поля Гогена, написанный перед последним отъездом на Маркизские острова и посвященный Ван Гогу и другим друзьям-художникам (отсюда подсолнухи и репродукции Дега и Пюви де Шаванна на стене). Не обошлась экспозиция без пейзажей и женских образов Моне, Писсарро, Синьяка, Ренуара, Дега, Ван Гога и его друга Бернара, набидов Боннара и Вюйара. Скульптурный раздел представляют работы Камиллы Клодель, Огюста Родена и Антуана Бурделя.
Предоставленные коллекционерами произведения позволили кураторам сделать изящный ход: открывают и замыкают экспозицию два пейзажа, написанные крупными мастерами, определившими развитие живописи, с разницей в 35 лет — «Пирамиды в Порт-Котон, эффект солнца» Клода Моне и «Окно с видом на море в Этрета» Анри Матисса. Схожий мотив — живописные скалы у берегов Нормандии и Бретани — наглядно демонстрирует путь, пройденный искусством за это время.