Галерея Курто — одно из главных мест на музейной карте Лондона — закрыта на реконструкцию, которая продлится не меньше двух лет. Грандиозное здание Сомерсет-хаус, построенное в конце XVIII века, где вместе с галереей расположен Институт истории искусства, должно приспособиться к современным реалиям и открыть новые возможности для экспонирования коллекций. А пока шедевры из основной экспозиции отправляются в турне.
Первый переезд будет совсем коротким, меньше километра по прямой — 17 сентября выставка «Импрессионисты Курто: от Мане до Сезанна» откроется в лондонской Национальной галерее. А 20 февраля коллекцию представят в Fondation Louis Vuitton в Париже.
Основатель собрания, текстильный магнат Сэмюэль Курто (ему в числе прочего мы обязаны распространением синтетических тканей) загорелся коллекционерской страстью в 1922 году после того, как увидел выставку французского искусства в лондонском мужском клубе. Одним из первых в Британии он начал покупать импрессионистов и постимпрессионистов и меньше чем за десять лет собрал первоклассную коллекцию — в его сети попали «Автопортрет с отрезанным ухом» Ван Гога, один из канонических видов горы Сент-Виктуар Сезанна, «Ложа» Ренуара и главный шедевр — «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане. Но в 1931 году умерла жена Курто Лили, и он отдал их дом вместе с картинами под институт истории искусства, основанный им совместно с коллекционером Артуром Ли и искусствоведом Робертом Уиттом, логично рассудив, что изучать искусство лучше на живых примерах.
Со временем Галерея Курто пополнилась другими коллекциями, в ней появились работы старых мастеров (Брейгеля Старшего, Рубенса, Тьеполо, Ван Дейка), но собрание импрессионистов остается главной жемчужиной.
На лондонской выставке 26 картин из собрания Галереи Курто будут дополнены работами того же времени из собственной коллекции Национальной галереи, на формирование которой Сэмюэль Курто выделял средства. Кураторы обещают показать разные мотивы, которые двигали коллекционером и меценатом в двух ситуациях — когда он покупал живопись для собственного дома или для национального музея. Во втором случае его выбор изменил отношение к французскому искусств в Великобритании и повлиял на вкусы его поколения.
Экспозиция затронет основные этапы в развитии французской живописи от 1860-х годов до начала ХХ века, от Домье и Мане до Сезанна, Сера и Боннара. Из числа картин, висевших в доме Курто, помимо «Бара в Фоли-Бержер» и «Ложи» на выставке будут «Игроки в карты» Сезанна, «Жанна Авриль на входе в Мулен-Руж» Тулуз-Лотрека и «Пудрящаяся женщина» Сера. Их дополнят «В театре (Первый выход)» Ренуара, «Пшеничное поле с кипарисами» Ван Гога, «Автопортрет» Сезанна, в 1920-е годы ставшие первыми работами этих художников, попавшими в собрание британской публичной галереи.