Ретроспектива Бальтазара Клоссовски де Рола, известного как Бальтюс, проходит в Фонде Бейелера в Базеле. Она включила пятьдесят ключевых работ знаменитого художника.

Бальтюс, любимец философов и — особенно — психоаналитиков, был одним из самых противоречивых художников ХХ века. И при жизни он являлся возмутителем общественной морали, и до сих пор его творчество вызывает ожесточенные споры. Буквально в прошлом году возмущенная общественность призывала снять с выставки в музее Метрополитен в Нью-Йорке картину «Сон Терезы» за «романтизацию вуайеризма». Музей отказал оскорбленным зрителям, заявив, что искусство Бальтюса «дает повод к обсуждению».

В Фонде Бейелера обещают продолжить дискуссию, для чего организовали целую образовательную программу. Хотя в пресс-релизе благоразумно подчеркнули, что выставка построена вокруг одной из самых безобидных картин Бальтюса «Passage du Commerce Saint-André» («Торговый пассаж Сен-Андре»).

Возмущение всегда, и прежде всего, вызывали героини картин художника — мечтательные нимфетки в соблазнительных позах. Рядом с девочкой обыкновенно обнаруживается котик и зеркало — символы, обросшие в истории искусства, а затем и психоанализе многочисленными значениями. Неудивительно, что одним из страстных коллекционеров Бальтюса был известный психоаналитик Жак Лакан. Несомненно, что на художника оказал влияние и его брат — философ Пьер Клоссовски.

Искусствоведы и психоаналитики не устают писать о сомнамбулических Лолитах Бальтюса. И, конечно, все они оправдывают художника, судя его только по законам искусства. Одни критики видят в работах Бальтюса драму взросления. Другие считают, что в своих мечтательных персонажах художник писал автопортрет, тоскуя по рано утерянному детству.

Известность пришла к Бальтюсу довольно рано. В двенадцать лет он нарисовал историю своей пропавшей кошки Мицу, которую издал друг его матери-художницы Баладины Райнер Мария Рильке с собственным предисловием. Считается, что, вступив во взрослую жизнь, он потерял детство, о котором впоследствии долго тосковал. Третьи отмечают, что, изображая томящихся юных девушек, Бальтюс раскрывает свои откровенные фантазии, демонстрируя «триумф над травмой». Как бы то ни было, сам художник отмечал: «Я никогда не писал ничего другого, кроме ангелов. Вся моя живопись религиозна».

Бальтюс
1948
Photo: Irving Penn
© The Irving Penn Foundation

Бальтюс
«Кот в зеркале III»
1989–1994
Private collection, Asia
© Balthus

Бальтюс
«Улица»
1933
The Museum of Modern Art, New York
© Balthus
Photo: © 2018. Digital image, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florence

Бальтюс
«Король кошек»
1935
Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne
© Balthus
Photo: Etienne Malapert

Бальтюс
«Брат и сестра Бланшар»
1937
Musée national Picasso-Paris
© Balthus
Photo: RMN-Grand Palais (Musée national Picasso-Paris)/Mathieu Rabeau

Бальтюс
«Тереза»
1938
The Metropolitan Museum of Art, New York
© Balthus
Photo: The Metropolitan Museum of Art/Art Resource/Scala, Florence

Бальтюс
«Вишневое дерево»
1940
Roman Family London
© Balthus

Бальтюс
«Игра в карты» 
1948–1950
Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid
© Balthus

Бальтюс
«Торговый пассаж Сен-Андре»
1952–1954
Private collection
© Balthus
Photo: Robert Bayer