Ретроспектива Бальтазара Клоссовски де Рола, известного как Бальтюс, проходит в Фонде Бейелера в Базеле. Она включила пятьдесят ключевых работ знаменитого художника.
Бальтюс, любимец философов и — особенно — психоаналитиков, был одним из самых противоречивых художников ХХ века. И при жизни он являлся возмутителем общественной морали, и до сих пор его творчество вызывает ожесточенные споры. Буквально в прошлом году возмущенная общественность призывала снять с выставки в музее Метрополитен в Нью-Йорке картину «Сон Терезы» за «романтизацию вуайеризма». Музей отказал оскорбленным зрителям, заявив, что искусство Бальтюса «дает повод к обсуждению».
В Фонде Бейелера обещают продолжить дискуссию, для чего организовали целую образовательную программу. Хотя в пресс-релизе благоразумно подчеркнули, что выставка построена вокруг одной из самых безобидных картин Бальтюса «Passage du Commerce Saint-André» («Торговый пассаж Сен-Андре»).
Возмущение всегда, и прежде всего, вызывали героини картин художника — мечтательные нимфетки в соблазнительных позах. Рядом с девочкой обыкновенно обнаруживается котик и зеркало — символы, обросшие в истории искусства, а затем и психоанализе многочисленными значениями. Неудивительно, что одним из страстных коллекционеров Бальтюса был известный психоаналитик Жак Лакан. Несомненно, что на художника оказал влияние и его брат — философ Пьер Клоссовски.
Искусствоведы и психоаналитики не устают писать о сомнамбулических Лолитах Бальтюса. И, конечно, все они оправдывают художника, судя его только по законам искусства. Одни критики видят в работах Бальтюса драму взросления. Другие считают, что в своих мечтательных персонажах художник писал автопортрет, тоскуя по рано утерянному детству.
Известность пришла к Бальтюсу довольно рано. В двенадцать лет он нарисовал историю своей пропавшей кошки Мицу, которую издал друг его матери-художницы Баладины Райнер Мария Рильке с собственным предисловием. Считается, что, вступив во взрослую жизнь, он потерял детство, о котором впоследствии долго тосковал. Третьи отмечают, что, изображая томящихся юных девушек, Бальтюс раскрывает свои откровенные фантазии, демонстрируя «триумф над травмой». Как бы то ни было, сам художник отмечал: «Я никогда не писал ничего другого, кроме ангелов. Вся моя живопись религиозна».