Выставка «Нисский. Горизонт» в Институте русского реалистического искусства — первый полноценный показ творчества художника в новейшей истории. Прижизненные экспозиции не в счет, а те, что устраивались в постсоветское время, показывали небольшие фрагменты, не давая общей картины. ИРРИ взялся это исправить — будут все творческие периоды, чтобы проследить сложение и развитие стиля Нисского, большой пласт архивных материалов, включая специально снятый документальный фильм, и исследование влияний — отдельный блок посвящен кумирам и наставникам, а также последователям художника.

«Для нас это первый опыт работы с таким большим количеством партнеров — картины для выставки дали 25 музеев и частные коллекционеры. В процессе подготовки экспозиции выяснилось, что Нисский — абсолютно музейный художник, большинство его работ сразу после написания попадали в музеи. На выставку нам удалось привезти не всё, но многое, и еще больше мы собрали в каталоге. Он не претендует на резоне, но будет максимально полным. Особенно ценно для нас, что удалось собрать триптих 1961 года, посвященный авиации, — «Подмосковная ночь», «Аэродром», «Коломенское» — в том виде, как его задумал художник и выставлял на Всесоюзной художественной выставке. Впоследствии эти работы разошлись по разным собраниям», — рассказала арт-директор ИРРИ и куратор выставки Надежда Степанова.

ARTANDHOUSES выбрал из биографии Георгия Нисского шесть фактов, которые нужно знать, отправляясь на выставку.

Георгий Нисский
Фото из архива Андрея Дзамашвали

1. В детстве влюбился в пейзаж

Георгий Нисский родился в Белоруссии, в местечке Новобелица, среди рек, лесов и озер. Его взросление пришлось на 1910–20-е годы, наиболее яркие и революционные в русском искусстве, но будущий художник об этом не знал. Его первые рисунки — паровозы на страницах книг отца, фельдшера местной железнодорожной станции, а первые художественные впечатления — репродукции пейзажей Шишкина, Куинджи, Левитана. Интерес к пейзажу останется с ним на всю жизнь, но вот способ его изображения кардинально изменится. «Любить старых мастеров было позорно», — напишет Нисский после переезда в Москву и знакомства с Пикассо, Дереном, Матиссом, Руссо. «Это история, это вчерашний день, это прошлый век. Невозможно себе представить, чтобы в пейзаже Левитана приземлился наш гигант Ту-104. Там другой дух, другое настроение, другая эпоха», — станет декларировать он позже, когда на его картинах самолеты будут реальнее людей, а композиция будет выстраиваться электропроводами, лентами автострад и железных дорог.

«В пути»
1958-1964
Институт русского реалистического искусства


2. Вместе с Дейнекой занимался спортом

Учеба Нисского проходила во ВХУТЕМАСе у Александра Древина и Роберта Фалька, ему довелось позировать Петру Кончаловскому, но их манера была ему не близка, и, по его собственным признаниям, в то время он больше времени проводил в спортзале, чем в мастерской. Одним из развлечений молодого атлета было выполнить стойку на руках на крыше ВХУТЕМАСа, на парапете шестиэтажного здания, сражая сокурсников (и сокурсниц). Но от искусства было не уйти — в спортзале волейболист Нисский познакомился с боксером Дейнекой. Они легко нашли общий язык, в том числе в своем стремлении показать на полотнах окружающую их новую действительность, и именно Дейнеку Нисский считал своим наставником.

«Прыжок с парашютом»
1930-е
Институт русского реалистического искусства


3. Увлекался яхтами и автомобилями

Одним из увлечений Нисского был парусный спорт — на собственном швертботе он не только путешествовал, но и участвовал в соревнованиях и стал чемпионом Москвы. Он также был одним из немногих в среде художников, у кого была собственная «Волга», на которой он передвигался в поисках интересной натуры.

Кураторам удалось найти в частной коллекции ретроавтомобиль той же модели ГАЗ-21, на котором ездил Нисский, в том же цвете «вишня / топленые сливки», и на один день (14 сентября) он появится перед входом в музей.

«Регата»
Курская картинная галерея имени Александра Дейнеки


4. Собирал визуальную фактуру на фронте

Работы Нисского, как правило, лаконичны и по цвету, и по композиции, они не перегружены деталями, чтобы не отвлекать глаз от основного мотива. Он часто использует в пейзажах очень низкий горизонт, который дает ощущение безграничного простора, в котором движутся самолеты, корабли или поезда, покоряющие это огромное пространство. Его колорит также лаконичен. Характерный пример — полотно «Над снегами», где в почти монохромном сине-голубом пространстве точкой притяжения становится летящий самолет. Исследователи пишут, что Нисский не переносил мотивы этюдов на холст напрямую, но «конструировал» композицию, используя накопленный зрительный опыт. В 1942 году вместе с Дейнекой и Пименовым Нисский отправился на фронт для сбора материала. Поездка длилась четыре дня, за которые он не сделал ни одного этюда, зато составил множество заметок. После возвращения в Москву работа над картинами шла быстро. На написание полотна «На защиту Москвы» понадобилось всего 50 часов.

«На защиту Москвы»
1942
Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина


5. Дипломную работу купила Третьяковка

Нисский не был обделен признанием — уже его дипломную работу «Интернационал на “Жиль-Барте”. Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году» сразу после защиты купила Третьяковская галерея. Лауреат Сталинской премии, народный художник РСФСР, академик, он был понятен и признан на международной сцене. Его работы отметил Альбер Марке, приезжавший в Советский Союз в 1930-е годы. А картина «Севастополь. Встреча», показанная на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, получила бронзовую медаль.

«Севастополь. Встреча»
1935
Нижегородсский государственный художественный музей


6. Стал одним из самых дорогих соцреалистов

Преданный советской реальности, Нисский в то же время в художественном отношении далеко отошел от социалистического реализма — пейзажи были ему ближе жанровых сцен с вождями, а их космический масштаб и отказ от навязчивых деталей приближал его к чистой беспредметной живописи. На рынке его большие хрестоматийные полотна редки, а интерес к ним ожидаемо высок. В 2014 году полутораметровое полотно «Над снегами», выставленное на Sotheby’s и купленное владельцем ИРРИ Алексеем Ананьевым за £1,76 млн ($2,95 млн) установило рекорд не только для художника, но и для всей реалистической живописи советского периода. И хотя в прошлом году его «обошел» Дейнека, Нисский остается одним из самых дорогих и желанных художников на арт-рынке.

«Над снегами»
1964
Институт русского реалистического искусства