В огромном круговороте мировых ярмарок современного искусства довольно сложно разобраться, куда стоит поехать, а что можно и пропустить. У большинства коллекционеров со стажем, конечно, уже выработан свой четкий план: Art Basel в Базеле, Майами и Гонконге, Frieze в Лондоне и Нью-Йорке, FIAC в Париже. Но иногда даже им хочется вырваться из рутинного круга и отправиться в новое место для поиска «свежей крови». Возможно, в ближайшем будущем такими местами могут стать ярмарки-сателлиты Code и CHART в Копенгагене, проходящие в пограничные дни лета и осени.

В первую очередь привлекает внимание ярмарка Code, удобно расположенная недалеко от аэропорта в здании Bella Center. Здесь можно встретить уже знакомые по другим европейским ярмаркам и вполне успешные галереи König, Dittrich & Schlechtriem и Kukje (берлинская König, например, здесь участвует с самого начала и, как отмечают владельцы, планирует возвращаться и в будущем). В прошлом сезоне участвовали крупная парижская Perrotin и московская Osnova, но в этот раз в Копенгаген они решили не возвращаться: ярмарка проходит всего в третий раз, поэтому аудитория коллекционеров еще не определена.

Впрочем, Алена Курмашева, сооснователь галереи Osnova, отметила, что «понравилась сама ярмарка, хороший уровень участников, прекрасная организация и интересная программа для коллекционеров». «Нам был интересен рынок Скандинавии, и мы решили попробовать. Остались довольны участием, новыми знакомствами, но по продажам не было особо больших результатов. Теперь интересно принять участие в других ярмарках, но вариант вернуться на Code в следующие годы мы не исключаем», — говорит Курмашева. Кстати, сразу после Cosmoscow столичная галерея дебютирует на Art Berlin, а затем в ноябре на ярмарке DAMA в Турине.

Вернувшиеся в датскую столицу Dittrich & Schlechtriem из Берлина тоже чуть расстроены: все сделки прошли с теми, кого они уже знали до ярмарки. Местные коллекционеры, как утверждают галеристы, активно интересовались работой молодого художника Жулиана Шаррьера, но только интересом и ограничились. Немцы привезли принт из нового видео Шаррьера об индонезийском вулкане Тамбора (в переводе «Приглашение к исчезновению»), название которого и дало имя произведению. Работа посвящена одному из самых мощных извержений вулкана в 1815 году. Кадр с пальмами в тумане и красных огнях, передающий ощущение приближающейся катастрофы, одновременно настораживающий и притягательный, манит и коллекционеров, которые начинают торговаться. Но отдавать со скидкой одного из самых интересных молодых художников галеристы не намерены. К тому же участие в Code стоит недорого, значительно дешевле, чем во многих других ярмарках, а значит, стенд они уже окупили продажами других авторов.

Успешно в первый же день смотра ощущала себя галерея Rooster из Вильнюса с живописью Андрюса Закараускаса. Она приняла участие в ярмарке впервые по приглашению датских коллекционеров, завела новые знакомства и продала несколько работ Андрюса, которые стоят от €1400 до €9000. Сразу после Копенгагена галерея отправится в Москву для участия в Cosmoscow.

Studio Picknick из Берлина, другой дебютант ярмарки, вообще впервые принимает участие в такого рода мероприятиях. И тоже вполне успешно: работы молодого художника Пако Кёнига, темные абстракции на алюминии по €3600, были приняты на ура и раскуплены местными. Поговаривают, что ценой одной работы Кёнига как раз можно окупить стоимость стенда на Code.

VIP-программа не столь обширна как на других ярмарках, но вполне достойна. Тут и посещение музеев после закрытия (а закрываются галереи и музеи в Копенгагене рано, так что опцию действительно можно отнести к категории VIP), и посещение частных коллекций.

«Одной из главных целей для нас является возможность показать международное современное искусство высокого уровня в миксе со скандинавским. Для того чтобы стать успешной ярмаркой, необходимо привлекать не только местных коллекционеров, но и зарубежных. Мы хотим, чтобы все открывали для себя что-то новое», — рассказывает Макс Боссиер, отвечающий за общение с партнерами и коллекционерами на Code.

На день позже в Копенгагене открылась и ярмарка CHART — напротив, собирающая исключительно скандинавские галереи. Как говорят организаторы, она была создана для того, чтобы привлечь больше внимания именно к галереям Скандинавии и показать их международному сообществу. Однако на практике видно, что большая часть коллекционеров здесь пока из Дании, Швеции и Финляндии. Тем не менее CHART явно определилась со своими участниками и аудиторией — она проходит уже в шестой раз, и большая часть галеристов здесь участвует с самой первой ярмарки.

Главным и очень приятным ее отличием является то, что на ней нет стендов и перегородок в привычном понимании. А есть четыре большие комнаты, где искусство из разных галерей тесно переплетается друг с другом, и даже не очевидно, какой галерее принадлежит та или иная работа. Концепция CHART предполагает превращение пространства в одну курируемую выставку.

В этом сезоне здесь участвуют около сорока галерей, и, несмотря на то, что представлены только местные, выбор художников и работ вполне на международном уровне. Например, рядом с картинами финской художницы Каролиины Хелльберг (галерея Anhava), можно найти и скульптуры Энтони Гормли за €400 000, и принты Гари Хьюма за €1370, и фотографии перформансов Марины Абрамович.

Как говорит директор датской Galleri Nicolai Wallner, Code и CHART — идеальные места для начала активного ярмарочного и выставочного сезона. Август подходит к концу, все возвращаются из отпусков и начинают готовиться к крупным мероприятиям в мире искусства. И это отличное время, чтобы вернуться в рабочий режим с помощью небольших событий в уютном Копенгагене.