Первая за пятнадцать лет крупная ретроспектива франко-китайского художника Чжао Уцзи открылась в Музее современного искусства города Парижа. Здесь выставили около сотни произведений главного азиатского абстракциониста XX века.

Выставку Уцзи можно отнести к столь любимой европейцами в XIX–XX веках теме искусства Востока, а точнее — переплетения и взаимовлияния в Европе западной и азиатской традиций в живописи. Поэтому выставки такого рода невероятно популярны и проходят в самых разных местах: сегодня, например, в амстердамском Музее Ван Гога можно увидеть экспозицию «Ван Гог и Япония», а в парижском Музее Майоля — ретроспективу Леонара Фужиты. С последним у Уцзи довольно много общего, с оговоркой на место рождения и время признания: оба приехали учиться в Париж из Азии, оба именно здесь сделали блестящие карьеры и отсюда их искусство распространялось по миру.

Чжао Уцзи (1921–2013) родился в Пекине, а в столицу Франции перебрался лишь после Второй мировой войны в 1948 году. Там он вошел в круг модернистов, общался с де Сталем и Джакометти, но наибольшее влияние на него оказал швейцарец Пауль Клее, с которым встретиться им не довелось, но чье творчество молодой Уцзи ездил изучать в Швейцарию. Именно работы Клее заставили художника обратиться к абстракции, в которую он на протяжении всей жизни вносил собственный поэтичный азиатский дух.

Для парижской выставки многие масштабные полотна Уцзи привезли из музеев США, где он много путешествовал и работал, а также собрали из французских и европейских музеев и частных коллекций.

Sidney Waintrob
Чжао Уцзи в мастерской 
1967
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris 2018
Photo Sidney Waintrob, Budd Studio © David Stekert, Budd Studio, 2018

Zao Wou-Ki
«Traversée des apparences»
1956 
Collection particulière
Photo : Dennis Bouchard
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris, 2018

Zao Wou-Ki
«Hommage à Edgar Varèse — 25.10.64»
1964 
Donation Françoise Marquet-Zao, 2015
Musée cantonal des beaux-arts, Lausanne
Photo : Dennis Bouchard
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris, 2018

Zao Wou-Ki
«06.01.68»
1968
Musée d’Art moderne de la Ville de Paris
Photo : Julien Vidal/Parisienne de Photographie
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris, 2018

Zao Wou-Ki
«10.09.72 — En mémoire de May (10.03.72)»
1972
Don de l’artiste à l’Etat en 1973
Attribution au Centre Pompidou, Musée national d’art moderne/CCI, Paris
Photo : Dennis Bouchard
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris, 2018

Zao Wou-Ki
«01.10.73»
1973
Collection particulière
Photo : Christie’s
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris, 2018

Zao Wou-Ki
«03.12.74»
1974
Centre national des arts plastiques / Fonds national d’art contemporain
En dépôt au musée des Beaux-Arts, Orléans
Photo : Droits réservés
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris, 2018

Zao Wou-Ki
«05.03.75 – 07.01.85»
1975-1985
Collection particulière
Photo : Patrice Delatouche
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris, 2018

Zao Wou-Ki
«Hommage à Matisse I — 02.02.86»
1986 
Collection particulière
Photo : Dennis Bouchard
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris, 2018

Zao Wou-Ki
«Décembre 89 – février 90 — Quadriptyque»
1989-1990 
Collection particulière
Photo : Jean-Louis Losi
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris, 2018

Zao Wou-Ki
«Hommage à Claude Monet , février-juin 91 – Triptyque»
1991
Collection particulière
Photo : Jean-Louis Losi
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris, 2018

Zao Wou-Ki
«Le vent pousse la mer»
2004
Collection particulière
Photo : Dennis Bouchard
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris, 2018

Zao Wou-Ki
«Sans titre»
2006
Collection particulière
Photo : Naomi Wengner
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris, 2018

Zao Wou-Ki
«Sans titre»
2006
Collection particulière
Photo : Dennis Bouchard
Zao Wou-Ki © ADAGP, Paris, 2018