Первая за пятнадцать лет крупная ретроспектива франко-китайского художника Чжао Уцзи открылась в Музее современного искусства города Парижа. Здесь выставили около сотни произведений главного азиатского абстракциониста XX века.
Выставку Уцзи можно отнести к столь любимой европейцами в XIX–XX веках теме искусства Востока, а точнее — переплетения и взаимовлияния в Европе западной и азиатской традиций в живописи. Поэтому выставки такого рода невероятно популярны и проходят в самых разных местах: сегодня, например, в амстердамском Музее Ван Гога можно увидеть экспозицию «Ван Гог и Япония», а в парижском Музее Майоля — ретроспективу Леонара Фужиты. С последним у Уцзи довольно много общего, с оговоркой на место рождения и время признания: оба приехали учиться в Париж из Азии, оба именно здесь сделали блестящие карьеры и отсюда их искусство распространялось по миру.
Чжао Уцзи (1921–2013) родился в Пекине, а в столицу Франции перебрался лишь после Второй мировой войны в 1948 году. Там он вошел в круг модернистов, общался с де Сталем и Джакометти, но наибольшее влияние на него оказал швейцарец Пауль Клее, с которым встретиться им не довелось, но чье творчество молодой Уцзи ездил изучать в Швейцарию. Именно работы Клее заставили художника обратиться к абстракции, в которую он на протяжении всей жизни вносил собственный поэтичный азиатский дух.
Для парижской выставки многие масштабные полотна Уцзи привезли из музеев США, где он много путешествовал и работал, а также собрали из французских и европейских музеев и частных коллекций.