«Это было навсегда, пока не кончилось» — такой слоган выбрала для молодого, но амбициозного проекта главный куратор биеннале гречанка Катерина Грегос. Название она позаимствовала у книги профессора-антрополога Калифорнийского университета в Беркли Алексея Юрчака, посвященной крушению Советской империи. Обойти болезненную тему и не пытались (ей практически полностью посвящена одна из площадок биеннале), но понимать вынесенный в заглавие тезис Грегос предложила гораздо шире, как метафору эпохи резких перемен, с которой мы все так или иначе ищем — и находим — общий язык.

Среди 104 участников (из их 10 коллективов), показавших свои работы на биеннале, почти 70% представляют страны Северной Европы. И для главного куратора, и для основателя и комиссара биеннале Агнии Миргородской эта привязанность к месту была важна, что не помешало добиться действительно международного размаха проекта и общемирового контекста проблематики работ. Также важно, что почти половина представленных на выставке произведений была выполнена на заказ специально для RIBOCA1.

Основной площадкой биеннале стало неоренессансное здание бывшего биологического факультета Латвийского университета. Выставленные на его четырех этажах работы раскрывают тему взаимодействия науки и искусства, высоких технологий и природных механизмов, ищут место человека в этом мире и моделируют будущее нашей планеты. Унылые, пустующие помещения получили новую жизнь, и даже действующие в стенах здания музеи истории химии, зоологии и ботаники оказались вовлечены в творческий процесс и тоже стали полигонами для творческих экспериментов. Главным «алтарем» всей экспозиции стала работа грека Стелиоса Файтакиса «Новая религия» (2018), выполненная специально для холла бывшего факультета в манере, отсылающей к критской школе византийской живописи.

Stelios Faitakis
«The New Religion»
2018
Courtesy of the artist
Photo: Stelios Faitakis

Бывшие коммуналки, в которые в советское время превратили уникальные интерьеры начала XX века личных апартаментов строительного магната Кристапа Морберга, оказались идеальным пространством для переосмысления общего травматичного опыта советской истории. От восхитительно точной инсталляции немки из бывшей ГДР Хенрике Нойманн «Eurotique» (2018), исследующей единый для постсоветского пространства феномен евроремонта, до документального проекта патриарха Йонаса Мекаса, показавшего литовские события 1991 года глазами американского телевидения. От пугающего «архива» домов на территории Литвы, принадлежавших когда-то НКВД/МГБ/КГБ, Индре Шерпитите до ироничной мистификации российского «Агентства Сингулярных Исследований» (Станислав Шурипа и Анна Титова), представившего найденный архив санкт-петербургской подпольной организации «Сила цветов».

Henrike Naumann
«Eurotique»
2018
Courtesy of the artist and KOW, Berlin
Photo: Andrejs Strokins

Экспозиция в портовом районе Андрейсала, который сегодня меняет свое назначение и становится центром искусств, посвящена проблемам постиндустриального общества: производство, торговля, миграция рабочей силы. Например, уличная инсталляция бельгийца Мартена Ванден Эйнде «Pinpointing Progress» (2018) собирает воедино важные достижения рижской промышленности, низводя их до экспонатов пыльного музея и одновременно напоминая о пирамиде «Бременских музыкантов» в центре сегодняшней Риги.

Maarten Vanden Eynde
«Pinpointing Progress»
2018
Courtesy of the artist and Meessen De Clercq Gallery, Brussels
Photo: Andrejs Strokins

Корпус и часть территории текстильной фабрики «Большевичка», закрытой еще в 1990-е годы, стали площадкой сразу для нескольких ностальгических уличных инсталляций, здесь же разместили так называемый Brick Bar — основную площадку обширной публичной программы биеннале.

Арт-квартал Sporta2 показывает работы, объединенные темой скорости, ускорения, физических изменений, которым подвергается наш мир. Арт-центр Zuzeum, расположенный в реконструированном корпусе бывшего пробкового завода, отведен для фиксации психологических травм и изменений, которые сумасшедший ритм жизни накладывает на человека. В культурном центре Kaņepes размещена лишь одна работа: Петра Бауэр и Ребекка Кац-Тор исследуют тему феминизма.

Наконец, из Риги современное искусство добралось и в курортную Юрмалу, где прямо в знаменитом здании-волне действующей железнодорожной станции Дубулты представлена экспозиция сокуратора Солвей Хельвег Овесен «Сенсориум: лаборатория замедления тела и новой политики чувств». В ее рамках норвежка Сиссель Толос изучила и воспроизвела запахи Рижского залива («beyond SE(A)nse», 2018).

Annaïk-Lou Pitteloud
«Neo-Logos»
2017-2018
Courtesy of the artist and Barbara Seiler Gallery, Zürich
Photo Andrejs Strokins

Viron Erol Vert
«Ambereum»
2018
Courtesy of the artist
Photo: Viron Erol Vert

Nikos Navridis
«All of old. Nothing else ever…»
2018
Courtesy of the artist and Barbara Seiler Gallery, Zürich
Photo: Andrejs Strokins

Michael Landy
«Open for Business»
2018
Courtesy of the artist and Thomas Dane Gallery, London
Photo: Katerina Gregos

Mark Dion
«A Tour of The Dark Museum»
2018
Courtesy of the artist and Waldburger Wouters, Brussels
Photo: Andrejs Strokins

James Beckett
«Palace Ruin»
2016
Courtesy of the artist and Wilfried Lentz, Rotterdam
Photo: Andrejs Strokins

Clemens von Wedemeyer
«Transformation Scenario»
2018
Courtesy of the artist, Galerie Jocelyn Wolff,
Paris and KOW, Berlin
Photo: Andrejs Strokins

Augustas Serapinas
«The Occupier»
2018
Courtesy of the artist, Emalin, London and
Apalazzo Gallery, Brescia
Photo: Andrejs Strokins

Nedko Solakov
«Driving Through the Past, with the Present Ahead, and the Future Behind My Back»
2018
специально для RIBOCA1
 Courtesy the artist

Nedko Solakov
«Driving Through the Past, with the Present Ahead, and the Future Behind My Back»
2018
специально для RIBOCA1
 Courtesy the artist

Indrė Šerpytytė
«Former NKVD–MVD–MGB–KGB Buildings»
2009
Courtesy The artist and Parafin, London

Indrė Šerpytytė
«Former NKVD–MVD–MGB–KGB Buildings»
2009
Courtesy The artist and Parafin, London