«Это больше не работает» — так называется статья на портале artnet, посвященная только что открывшейся ярмарке современного искусства Frieze в Нью-Йорке, филиалу знаменитого лондонского смотра. И это утверждение, похоже, имеет под собой основание. 

Главным вопросом, которым многие задавались касательно ярмарки Frieze, было: стоит ли туда ехать в принципе. Ярмарка проходит в парке на острове Рэндалл, и все не перестают жаловаться на то, что расположена она неудобно — чтобы добраться туда, приходится приложить немало усилий. Плюс невероятная жара под ярмарочными тентами и то искусство, которого в Нью-Йорке и так в избытке в любое время года. «Ты вернешься сюда завтра?» — «Нет!» — частый диалог, который можно было услышать среди коллекционеров на превью и который вряд ли услышишь на «материнской» Frieze в Лондоне. Местную программу насыщенной не назовешь, да и июньский Art Basel не за горами.

В этом году VIP-превью здесь растянули на несколько дней, а с 4 по 6 мая на стенды будут допущены все желающие, точнее те, кто купил билеты.

Впрочем, сказать, что настроение на ярмарке совсем уж грустное, — преувеличение. В десять утра людей уже много: здесь и Гога Ашкенази, и Мария Байбакова, и Такаси Мураками, и Kaws, и Чак Клоуз, и еще целые россыпи гостей-коллекционеров и художников.

Практически весь день на стенде Sprueth Magers проводит Раф Симонс. Галерее, кстати, жаловаться не на что — в первую половину дня продана работа концептуалиста Джона Балдессари за €750 тыс., напротив которой всё еще ждет своего покупателя другой классик современного искусства Дженни Хольцер (€275 тыс.). «Работа музейного уровня!» — не без гордости говорит директор галереи Андреас Гегнер о Хольцер.

Довольны и в галерее из Лос-Анджелеса David Kordansky. Работы фотографа Торбьёрна Родланда с их стенда — по $14 тыс. за небольшие и $18 тыс. за средние — распроданы. Причем весь тираж. 

Галерея Xavier Hufkens сделала стенд с работами Трейси Эмин, среди которых только один ее привычный неон «You made me feel like this» стоимостью £70 тыс.

Небольшие фотографии Вольфганга Тилльманса в галерее из Лондона Maureen Paley (тираж 10) стоят по £10 тыс. Многие из них уже распроданы, что неудивительно: недорогие работы Тильманса пользуются большой популярностью — рынок ждет, что цены на них взлетят. 

Парижская галерея Frank Elbaz привезла работы голландца Ари Маркопулоса, который в 1970-х переехал в Нью-Йорк, где живет и работает до сих пор. Помимо выставленных на стенде его произведений, они предлагают фотографии Жан-Мишеля Баскии, сделанные когда-то Ари. Например, Баскиа, принимающий ванну, оценен в $42 тыс., а целый набор из двенадцати фотографий небольшого формата — в $96 тыс.

На стенде лондонской галереи Stephen Friedman привлекает внимание традиционно яркая работа Кьянде Уайли за £110 тыс. — именно он нарисовал официальный портрет Барака Обамы для Национальной портретной галереи Вашингтона. Как утверждает директор галереи, цены на работы Уайли они пока держат на прежнем уровне, но покупать надо моментально, они расходятся очень быстро.

В первый раз в нью-йоркской Frieze участвует галерея Kornfeld из Берлина. Они представляют известную грузинскую художницу Нателу Ианкошвили и привезли ее работы на бумаге по €7000, а также большие холсты за €118 тыс. Как утверждает владелец галереи Альфред Корнфельд, Ианкошвили очень любят в Третьяковской галерее, и даже лично Зельфира Трегулова. 

Культовая лондонская White Cube представляет работы Серита Вина Эванса, в прошлом году украсившего потолок галереи Tate неоновыми нитями. За неон «Clouds… a chance to dodge moonviewing» здесь просят £50 тыс.

На стенде другой знаменитой галереи — бельгийской Axel Vervoordt — произведения Цуёси Маекавы из Японии выставлены в диапазоне от €18 тыс. до €75 тыс. Третьего мая в Нью-Йорке открывается и ярмарка Tefaf, где галерея Вервордта тоже участвует. Как говорит ее директор Борис Вервордт, он планирует бегать между ярмарками — на какой будет интереснее и активнее, там и будет проводить время. 

Будут ли люди возвращаться на остров Рэндалл на ярмарку Frieze? Это большой вопрос. Стоит ли говорить, что Frieze New York сдала позиции и на нее не обращают внимание? Это делать еще рано, но, возможно, после открытия филиала Frieze в Лос-Анджелесе в феврале 2019 года про Нью-Йорк многие забудут.