В музее Kunsthaus в Цюрихе открылась выставка «Двигатель моды. Экстремальная одежда в изобразительном искусстве». Ее кураторы задаются вопросом, как художники реагировали на изменения дискурсов в фэшн-индустрии за последние пятьсот лет.

Точкой отсчета в экспозиции берут XVI век, время появления в европейской моде «странных», будто разрубленных на ленты рукавов и богато декорированных гульфиков на мужских панталонах. Такие элементы костюма появляются на полотнах немецких и голландских живописцев — Йоса Ван Клеве, Лукаса Кранаха и многих других. Как и следует из названия, далее зрителя ждут не менее причудливые для своего времени предметы одежды, в которые наряжалась знать, порой действительно шокируя простой люд, — от кринолинов и первого трикотажа до смокингов и современных костюмов для выступлений таких эпатажных личностей, как, например, Ли Бауэри.

Эти и многие другие причуды моды нашли свое отражение в произведениях Элизабет Виже-Лебрен и Эдуарда Мане, Джованни Больдини и Макса Эрнста, Джакомо Баллы и Микеланджело Пистолетто, Вольфганга Тилльманса, Сильви Флери и десятков других авторов.

William Larkin | Hans Asper
«Portrait of Diana Cecil, later Countess of Oxford» | «Portrait of Wilhelm Frölich as a gentleman»
circa 1614−1618 | 1549
Iveagh Bequest (Kenwood, London) | Swiss National Museum, Zurich

Folded skirt armour
around 1526
Kunsthistorisches Museum Vienna, Imperial Armoury

Joos van Cleve
«Lucretia»
1515–1518
Kunsthaus Zürich, Ruzicka Foundation 1949

Robert Peake
«Catherine Carey, Countess of Nottingham»
around 1597 
Private collection, courtesy of The Weiss Gallery, London

Elisabeth Louise Vigée-Lebrun
«Marie-Antoinette en Chemise»
1783
Hessische Hausstiftung, Kronberg

Unknown artist
«Départ des Amateurs de L’île St. Ouen»
around 1805
Staatliche Museen zu Berlin — Kunstbibliothek

Édouard Manet
«Jeanne Duval, la Maîtresse de Baudelaire / La Dame à l’éventail»
1862
Museum of Fine Arts, Budapest

John Baldessari
«Double Bill: …And Manet»
2012
Courtesy of the artist and Marian Goodman Gallery, New York
© John Baldessari

Giovanni Boldini
«Le Comte Robert de Montesquiou»
1897
Musée d’Orsay, Paris
Photo © RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay) / Hervé Lewandowski

Max Ernst
«Au dessus des nuages marche la minuit» 
1920
Kunsthaus Zürich, © 2018 ProLitteris, Zurich

Tamara de Lempicka
«Kizette en rose»
1927
Musée d’Art de Nantes
Photo © RMN-Grand Palais / Gérard Blot
© Tamara Art Heritage / 2018 ProLitteris, Zurich

Steve Schapiro
«Portrait of James Rosenquist wearing a paper suit, New York»
1966
Courtesy James Rosenquist Studio / Steve Schapiro, © Steve Schapiro

Michelangelo Pistoletto
«Metamorfosi»
1976–2017
Installation view Abu Dhabi Art Fair, 2013
Courtesy Galleria Continua, photo: Lorenzo Fiaschi, © Michelangelo Pistoletto

Peter Lindbergh
«Linda Evangelista, Christy Turlington & Naomi Campbell, Brooklyn»
1990
Exhibition print, Hahnemuhle Photo Rag® Baryta 
Courtesy Peter Lindbergh, Paris, © Peter Lindbergh

Wolfgang Tillmans
«Christos»
1992
Kunsthaus Zürich
© Wolfgang Tillmans

Mai-Thu Perret
«Flow My Tears I»
2011
Mannequin with glass head, replica Elsa Schiaparelli skeleton dress
after a design by Salvador Dalí, 1938, made by Naoyuki Yoneto 
Courtesy the artist and Galerie Francesca Pia, Zurich
© Mai-Thu Perret

Jakob Lena Knebl
«Chesterfield»
2014
Courtesy of Jakob Lena Knebl
Photo: Georg Petermichl

Sylvie Fleury
«Untitled»
2016
Courtesy the artist and Karma International Zurich, Los Angeles and Mehdi Chouakri Berlin
© Sylvie Fleury