В парижском Музее Майоля крупнейшей за последние годы выставкой отмечают 50-летие со дня смерти Леонара Фужиты, японского художника, жизнь которого была тесно связана с Францией и Парижской школой. Более сотни его произведений выставлены рядом с работами его друзей и единомышленников — Кислинга, Модильяни, Ван Донгена и многих других.
Впрочем, несмотря на то, что многие сегодня причисляют Цугухару Фудзиту (настоящее имя Фужиты, 1886–1968) к Парижской школе, ни к ней, ни к другим модернистским кружкам или течениям японский художник отношения не имел. Да, в 27 лет он приехал во Францию, поселился на Монпарнасе, ходил в легендарный «Улей», приятельствовал и кутил с Пикассо, Цадкиным, Модильяни, Сутиным и многими другими художниками и вдохновлялся их работами. Но свой тонкий стиль, в чем-то тяготеющий к традиционной японской гравюре, приобретенный им в Токийской школе изящных искусств, смог сохранить. К тому же, в отличие от соратников, манкировавших общественный вкус и жонглировавших стилями, Фужита в тот свой первый французский период, продолжавшийся почти двадцать лет, практически полностью оставался на стороне фигуративности, писал роскошных женщин, цветы и котиков, выставлялся на Салонах и имел успех. Этот период биографы художника считают самым успешным в его жизни, и именно ему и посвящена нынешняя выставка.
Работы для нее собирали в музеях по всему миру — от Европы до Америки, где он несколько раз с успехом выставлялся при жизни, и в сорока пяти частных коллекциях. Удалось привезти даже два монументальных диптиха из здания Совета департамента Эссон «Бой» и «Композиции со львом и собакой». А дополнениями картинам и рисункам Фужиты служат полотна художников, в чьем окружении развивалось его мастерство, — тех же представителей Парижской школы.