Одновременно в двух известных мадридских институциях — Музее Тиссена-Борнемисы и Музее Сорольи – открылась выставка «Соролья и мода». Более семидесяти портретных работ самого известного испанца рубежа XIX-XX веков иллюстрируются «живыми» экспонатами – платьями и аксессуарами эпохи жизни и творчества художника.

Хоакин Соролья – такая же гордость для Испании, как Валентин Серов для России. И сходства двух казалось бы далеких друг от друга художников можно продолжить: оба были почти одногодками – испанец, родившийся в 1863-м, был всего на два года старше русского коллеги, и одного и другого в своих странах часто причисляют к региональным импрессионистам. Правда, можно считать, что Соролье повезло больше – он и прожил на пятнадцать лет больше, и слава его еще при жизни распространилась по всему миру. Выставки уроженца Валенсии, учившегося живописи в родном городе, а затем в Мадриде, широко прокатились еще в начале XX века по Европе и США. Во Франции же Соролья и вовсе был триумфатором: его едва ли не носили на руках, проводили огромные выставки и дали звание офицера ордена Почетного легиона. Заказы сыпались как из рога изобилия, а художнику, как Ивану Айвазовскому, не составляло труда написать пейзаж или портрет за считанные дни. И портретов великосветских дам, выполненные то коротким, то длинным, то импрессионистским, то бодрым экспрессивным мазком, в наследии Сорольи осталось не менее двухсот. И именно от них отталкивались мадридские музеи, чтобы восстановить сегодня «картинку» Belle Époque.

К живописным коллекциям хозяев выставок со своими работами художника присоединились, в том числе, музей Метрополитен из Нью-Йорка, Музей изящных искусств Гаваны и парижский Орсэ. А костюмы, драгоценности и аксессуары, часть которых даже изображена на самих моделях Сорольи, приехали в Мадрид из Музея декоративного искусства Парижа, лондонского Музея Виктории и Альберта и многих частных коллекций.

Хоакин Соролья, «Королева Кристина», 1880. Sociedad Estatal Correos y Telégrafos, S.A., S.M.E.
Раздельное платье из шелка и сатина с отделкой из блесток и стразов, 1890. Museo del Traje, Madrid

Хоакин Соролья, «Портрет Клотильды в сером платье», 1900. Museo Sorolla, Madrid
Хоакин Соролья, «Сеньора де Соролья в черном», 1906. The Metropolitan Museum of Art, Nueva York
Платье из тафты и хлопка, 1900. Musée des Arts décoratifs, París

Хоакин Соролья, «Виктория Евгения, королева Испании», 1911. The Hispanic Society of America, Nueva York
Чарльз Фредерик Уорт, шелковое бальное платье с вышивкой, 1896-1897. Colección de indumentaria histórica Francisco Zambrana, Málaga

Хоакин Соролья
«Портрет г-жи Иры Нельсон-Моррис с детьми»
1911
The Hispanic Society of America, Nueva York 

Хоакин Соролья, «Клотильда на пляже», 1904. Museo Sorolla, Madrid
  Дневное платье из хлопка и кружева, 1904-1908. Victoria and Albert Museum, Londres

Хоакин Соролья 
«Под навесом, Сараус»
1910
Saint Louis Art Museum, San Luis

Хоакин Соролья, «Елена в желтом платье», 1909. Colección privada
Мариано Фортуни, дельфийское платье из шелковой тафты с отделкой из муранского стекла, 1920. Centre de Documentació i Museu Tèxtil, Terrassa

Хоакин Соролья 
«Прогулка по берегу моря»
1909
Fundación Museo Sorolla, Madrid

Хоакин Соролья 
«На песке, пляж в Сараусе»
1910
Museo Sorolla, Madrid

Хоакин Соролья, «Елена в чёрной шляпе», 1910. Colección privada
Поль Пуаре, платье из шелковой марли и хлопкового тюля с отделкой кружевом, 1911. Museo del Traje, Madrid