Однажды Александр Косолапов (1943) нашел дома бронзовую фигурку Ленина и привинтил к ней голову Микки Мауса, идеально подошедшую по размеру. Так из идеи надеть на памятники советского времени головы героев комиксов родилась знаменитая скульптура «Микки и Мини. Рабочий и колхозница».
Художественное образование Александр Косолапов получил в Строгановке (МВХПУ), после чего шесть лет трудился скульптором в системе Союза художников СССР. Бутафорское оформление иллюзорного социалистического рая обеспечивало стабильный заработок и позволяло жить двойной жизнью, иронизировать и выворачивать наизнанку традиционные идеалы. Из недр андеграунда возникло искусство соц-арта. Александр Косолапов вместе с друзьями Виталием Комаром, Александром Меламидом и Леонидом Соковым стоял у истоков этого художественного направления с характерным жонглированием смыслами, абсурдными столкновениями разных стилей, эпох, политических систем и легендарных персонажей в одном произведении.
В застойном 1975 году Косолапов эмигрировал в США. Насмешки над социалистическим реализмом художник начал разбавлять штампами западной поп-культуры, создавая конфликт двух систем. В знаковой работе 1982 года «Ленин — Кока-кола» с логотипом компании соседствовал профиль вождя мирового пролетариата. Под популярным слоганом «It’s the real thing» стояла подпись: «Lenin». Но проект по установке билборда с картиной Косолапова на Таймс-сквер не осуществился: в компании «Кока-кола» подумали, что художник рекламирует коммунизм.
Персональная выставка пионера соц-арта, первая в России, развернется в тринадцати залах ММОМА в хронологической последовательности. Проект под названием «Александр Косолапов. Ленин и Кока-кола» куратор — американский художественный критик и поэт Картер Рэтклифф и дизайнер экспозиции Сергей Ситар составляют из глав, соответствующих сорока годам творчества художника. Будет показано сто двадцать произведений из музеев и частных собраний.