Основательно расчищенное и признанное работой Тициана в 2005 году полотно «Портрет леди и ее дочери» выставлено для публики в Доме Рубенса в Антверпене на правах долгосрочной аренды. Теперь незаконченная картина из частной коллекции, судьба которой напоминает детективный роман, более года будет доступна зрителям.

История этого портрета началась, как считают историки, в 1550-х годах, когда Тициан нарисовал свою дочь Эмилию, приобнявшую одну из своих дочерей. Картина так и не была закончена: вероятно, востребованный художник просто не успел завершить это «полотно не на заказ». Предполагают, что после смерти великого венецианца в 1576 году изображение попросили переписать на библейский сюжет одного из его учеников — было бы легче продать работу в какую-нибудь церковь. Так «Леди с дочерью» стала «Тобиасом и ангелом», восторга в католичестве на нашла и была продана в собрание семьи Барбариго в Венеции, где и хранилась почти 250 лет.

В 1850 году произведение даже оказалось в России — Николай I тогда купил коллекцию Барбариго, но через четыре года продал картину вновь, усомнившись в ее подлинности. С 1920-х годов она осела у известного парижского арт-дилера Рене Гимпеля. Во время Второй мировой войны он присоединился к французскому Сопротивлению, а свои сокровища отправил на хранение в Англию. Убитый гитлеровцами в концлагере в 1944-м, он так и не успел раскрыть своим сыновьям место лондонского тайника. После войны его сын Эрнест нашел тайник с работами из собрания отца в гараже на западе британской столицы, а в 1947-м даже выставил ее на продажу на Sotheby’s — безуспешно. Лишь много лет спустя другой сын Гимпеля решил просветить ее в рентгеновских лучах: исследования дали старт почти 20-летней реставрации и восстановлению первоначального живописного слоя. В 2005-м ее торжественно презентовали на аукционе Christie’s, рассчитывая выручить от 8 до 14 миллионов фунтов, но работа так и не нашла покупателя даже несмотря на то, что участвовала в большой выставке Тициана в мадридском Прадо парой лет ранее.

Этой выставкой одной картины Дом Рубенса продолжает сотрудничество с частными коллекционерами, готовыми предоставлять в длительную аренду работы из своих собраний, начатое несколько лет назад. Летом этого года в музее выставляли «Святую Екатерину Александрийскую» кисти Тинторетто из собрания Дэвида Боуи, проданную на Sotheby’s в ноябре 2016 года.