В венском Leopold Museum открылась выставка «Фердинанд Ходлер. Избирательное сходство от Климта до Шиле», посвященная крупнейшему представителю швейцарского модерна. Вынесенные в название экспозиции австрийцы здесь представляются последователями «пионера экспрессионизма», как называют Ходлера исследователи.
Фердинанд Ходлер (1853–1918) — гордость Швейцарии. Он и сегодня остается одним из самых известных художников страны, воспевавшим ее красоту и героев, и главным культурным экспортом: большинство его работ хранится в музеях Базеля, Женевы, Берна и Цюриха, а также местных частных коллекциях. На протяжении жизни художник сменил несколько стилей, от реализма до символизма и экспрессионизма, модернизировал монументальную живопись, вдохнув в нее свежесть модернистских идей, а также явился основателем параллелизма, характерной чертой которого стало симметричное расположение фигур в композициях.
Чествование художника в Вене не случайно: именно здесь, по его собственным признаниям, он почувствовал себя знаменитым, обрел настоящую славу после участия в выставках Венского сецессиона. Его работы повлияли на многих художников объединения, принявших идеи параллелизма и использовавших их в своих работах, — от Густава Климта и Оскара Кокошки до Коломана Мозера и Эгона Шиле.
В будущем году исполнится сто лет со дня смерти Ходлера, и нынешняя выставка предваряет крупные экспозиции на родине художника. В Вене собрали более сотни его живописных работ и пятидесяти графических листов, а также личные вещи и архивные фотографии, разбавив экспозицию работами вышеупомянутых австрийцев, крупнейшая коллекция которых как раз и хранится в Leopold Museum.