В московском фонде IN ARTIBUS коллекционера и мецената Инны Баженовой 11 октября открывается выставка «Архив Харджиева», впервые показывающая публике малую толику ставшего легендарным собрания документов эпохи авангарда Николая Харджиева.

Писатель, историк литературы и искусства, исследователь и коллекционер Николай Харджиев (1903–1996) прожил долгую жизнь, достойную отдельного романа. Собственно, этот «роман», абсолютно документальный, основанный на прямом взаимодействии главного героя с объектами его исследований (письма, записки, дневники, фотографии), фонд готовит к выставке в виде книги. Точнее, вместе с выставкой свет увидит первый из трех томов глубокого анализа и систематизации архива коллекционера, которые велись фактически с 1993 года, когда у гражданина Израиля в московском аэропорту конфисковали несколько коробок с фрагментами архива и передали их в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). С этой истории, можно считать, и началась публичная российская слава харджиевского собрания.

Казимир Малевич и Николай Харджиев

Николай Иванович Харджиев родился в Российской империи, в Каховке (сегодня это территория Украины), учился на юридическом факультет в Одессе, а после окончания занялся литературоведческой деятельностью. В 1928-м переехал в Ленинград, а затем в Москву. Занялся изучением творчества Велимира Хлебникова и Владимира Маяковского, дружил с обэриутами, чуть позже познакомился с Алексеем Крученых и далее практически со всем литературным и художественным авангардом, от Казимира Малевича, для которого стал редактором его автобиографии, до Павла Филонова и Эль Лисицкого. Всё это время Харджиев бережно собирал и хранил у себя не только произведения визуального искусства современников, многих из которых называл гениями, но и всевозможные документы эпохи, с ними связанные. Во времена оттепели его считали главным пропагандистом русского авангарда — он был организатором многих выставок Ларионова и Гончаровой, Лисицкого, Филонова и других художников. Но, несмотря на широкий круг общения, Харджиев оставался замкнутым и к себе, и уж тем более к своей коллекции, сегодня фактически разграбленной, почти никого не допускал.

Эль Лисицкий
«Проун»
1919–1920

Это уже после отъезда исследователя и коллекционера в Амстердам в 1993 году и таможенного скандала были обнародованы многие подробности трансформаций его собрания — начиная с истории 1977 года со шведским славистом Бенгтом Янгфельдтом, попросту присвоившим, по ряду источников, четыре полотна Малевича из коллекции Харджиева, обещав вернуть их, когда ученый переберется на Запад, до самого переезда в Голландию, когда ученого обобрали немецкая галеристка и тамошние «организаторы» его перемещения, учредившие фонд «Культурный центр Харджиев-Чага». Фонд, впоследствии начавший работать под государственным надзором и передавший на хранение остатки собрания Харджиева в амстердамский музей Стеделек, по сути сегодня является владельцем наследия, оставшегося от легендарной коллекции. Часть архива Харджиева, который фонд по завещанию вернул в Россию в 2011 году, после воссоединения с московским собранием уже систематизирована и изучена в РГАЛИ и также войдет в трехтомник, который готовит IN ARTIBUS. Как рассказала ARTANDHOUSES сокуратор нынешней выставки Анна Корндорф, массив объединенного архива, связанный с личной жизнью Харджиева, согласно его завещанию, не может быть опубликован до 2019 года. Именно поэтому третий том исследований увидит свет лишь через пару лет.

Михаил Матюшин
«Сосны в дюнах»
1910

Сегодня же в Москве покажут записи, тексты, фотографии, рисунки, связанные с именами Малевича, Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Владимира Татлина, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой. И дополнят их графикой и живописью из частных собраний и музеев, как иллюстрирующих эпоху авангарда, так и некогда входивших в знаменитую теперь коллекцию Харджиева.