Благодаря доступности архивов знаменитых дизайнеров и бережно охраняемым технологиям многие предметы, ставшие культовыми в XX веке, сегодня производятся и продаются по всему миру. В некоторых случаях эволюция материалов и технологий только им на пользу, но многие винтажные иконы дизайна заметно выигрывают по сравнению со своими современными «редакциями». В нашей подборке восемь таких предметов.

Есть материалы, которые красиво стареют: это, например, кожа и дерево под лаком. Мебель Artek, выпущенная в 1930-е годы, кажется медовой в сравнении с теми же предметами, которые выпускаются сейчас, хотя материал и технология те же. Особенно заметно и приятно старение материалов в кресле Чарлза и Рэй Имз 1956 года, в котором много и фанеры, и кожи.

Кроме того, многие знаменитые предметы дизайна (например, мебель Чарлза Макинтоша, Геррита Ритвельда, металлические предметы, спроектированные дизайнерами Баухауза) не предназначались для фабричного производства. Их делали небольшими партиями вручную, и между предметами разных партий есть некоторые отличия, порой заметные. Это мелкосерийные, а порой и уникальные вещи. Их производители — ремесленные мастерские. Мебель Жана Пруве и вовсе выпускало ателье Жана Пруве, то есть дизайнер ее изготавливал, можно сказать, практически собственноручно. Крупные фабрики начинали производить их позже, порой десятилетия спустя, с неизбежными технологическими изменениями.

Эти уникальные объекты, которые дизайнеры делали вручную, фактически прототипы, и их рукодельность порой бросается в глаза. Но вообще фабричные технологии обычно проигрывают ремесленным. Современная мебель по дизайну Ханса Вегнера и Финна Юля хорошо сделана, но стулья и кресла, выполненные по их чертежам датскими ремесленниками в 1950-е годы, по тонкости исполнения приближаются к станковому искусству, к ювелирным украшениям.

Наконец, сам облик предметов, которые выпускаются много десятилетий, с течением времени ощутимо меняется. В 1960-е годы офисные стулья Арне Якобсена ставили на колеса с металлическими обтекаемыми «крыльями», а сейчас ставят на обычные пластиковые. В 1930-е стеклянную вазу Алвара Аалто, спроектированную для ресторана «Савой» в Хельсинки, выпускали с заметным скругленным переходом от стенок к донышку. Сейчас переход резче и площадь донышка больше.

Почти любой старый предмет мебели хоть чем-то, да отличается от современного, и в этих отличиях — его ценность. Но главное преимущество винтажных предметов интерьера — то, что современных двойников у них чаще всего вовсе нет. Сейчас производится лишь малая часть того, что спроектировали великие дизайнеры XX века. Любители «классического» дизайна, если они покупают современные реплики, вынуждены выбирать из нескольких десятков моделей, которые выпускают Vitra, Cassina, Artek, Tecta, Zanotta и несколько других замечательных брендов, в то время как в галереях винтажного дизайна — тысячи разнообразных вещей тех же авторов.