В залах ГМИИ им. А. С. Пушкина до 17 сентября открыта выставка Александра Тышлера. Альбом произведений живописи, графики и скульптуры замечательного художника из собрания музея выпущен издательством «Кучково поле». Каталог работ предваряют очерк о жизни и творчестве Тышлера, статьи президента ГМИИ Ирины Антоновой и Анны Чудецкой, куратора выставки. Последняя рассказывает о времени возвращения в публичное поле художника, на чье творчество был навешен ярлык формализма, об обстоятельствах, сопровождающих первую выставку А. Тышлера в 1966 году. Именно эту главу из книги с разрешения редакции публикует ARTANDHOUSES.

Игра и лицедейство

Наследие Александра Тышлера в Отделе личных коллекций

Вечером 6 марта 1966 года художница Татьяна Маврина, вернувшись после вернисажа в ГМИИ им. А. С. Пушкина, отметила в дневнике: «Выставка Тышлера в трех больших залах. Прелестно! Народу интересного было много. Много таланта. Много времени. Мало мысли, а руки чешутся. Волшебно и хорошо». А спустя пару месяцев, в июле, поздравляя Тышлера с днем рождения, написала ему в письме: «Вы совершенно удивительный художник! И вот спустя довольно длинное время я Вам это пишу с удовольствием. Чем старше, тем интереснее. Последние работы как‑то соединились с первыми. Ведь прошла целая жизнь! И то, что Вы можете повторять и варьировать, для меня тоже удовольствие. И само Ваше существование на Масловке — чудо».

Александр Тышлер за работой в своей мастерской на Верхней Масловке
Москва
1966
Частное собрание

Действительно, выставка произведений Александра Тышлера в Пушкинском музее в 1966 году стала событием в художественной жизни Москвы. В музее традиционно два-три раза в год проводились показы работ современных художников-графиков. Формально выставка Тышлера в этот ряд вписывалась, но тем не менее радикальным образом отличалась. И не только тем, что кроме графики демонстрировались живопись и скульптура. Это было возвращение в публичное поле художника, на чье творчество был навешен ярлык формализма. Но не стоит просматривать газеты и журналы той поры в поисках публикаций об экспозиции: плотная стена молчания окружила ее, ни одной строчки не было напечатано.

Плакат «Антисемитизм — сознательная контрреволюция. Антисемит — наш классовый враг»
1928
Издание Общества художников-станковистов «ОСТ», Главлит
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Остроту возникшей дискуссии доносят до нас сохранившиеся в архиве музея отзывы. Представлены диаметрально противоположные точки зрения — от хвалебных до ругательных с разной степенью негативности, от ироничного «художник балаганит» до почти доноса: «Это преступление и оскорбление имени советского искусства Советской России». Среди тех, кто выражает радость по поводу выставки и восхищение художником, — Рина Зелёная, Мариэтта Шагинян, Сергей Бархин, Николай Алимов, Александр Глезер и многие другие.

«На быке»
Серия «Цирк»
около 1934
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Отличается от остальных отзывов письмо, подписанное пятнадцатью членами МОСХа — художниками и искусствоведами. Приведем его полностью: «В музее изобразительных искусств открыта большая выставка работ Александра Тышлера. Для людей младшего и среднего поколения это первая встреча с художником, так полно показанным живописными полотнами, рисунками, скульптурой и театральными эскизами. А для многих зрителей и художников это первая встреча с таким своеобразным и оригинальным мастером, во многом, может быть, озадачивающим и тех и других. Исходя из этого, хотелось бы высказать несколько мыслей. Тышлер не прозаик в своем искусстве. Тышлер — фантаст. Цвет в его вещах имеет почти музыкальное звучание. Действительность и театр, реальность и фантастика тесно переплетены в искусстве Александра Тышлера, и в этом его своеобразие и его современность. Захватывающее и сложное находится в самом мироощущении художника, в созданном его воображением собственном мире, красочном и театральном, где он, как режиссер, разыгрывает на крошечной сцене своих полотен то трогательные, то трагические представления. В ряде серий (продавцы, бондари, клоуны и др.) появляется “чаплинская тема” маленького человека. Гимн женщине, любви и красоте звучит в сериях “Женщины с цветами”, “Балаганчик”, “Модницы”, “Кариатиды”. Почти органное звучание в серии “День рождения” — таинственное колебание пламени свечей на головах у стройных, как колонны, изображений девушек, таинственность мрамора лиц. Кто они? Откуда? Из каких воображаемых миров извлек их художник силой своего таланта и заставил нас, зрителей, поверить в них? Рядом с лирикой почти бытовых сцен (“соседи моего детства”) мы слышим грохот шекспировских трагедий. Редко кому удавалось с такой силой воплотить на сцене философский смысл Короля Лира, Макбета и остаться самим собой, в спектакле создать другой спектакль — гимн красоте, фантазии, музыке. Трагичность и гнев звучат в “расстреле голубя” и в “обезглавленном ангеле” — отношение ко всему злу на Земле высказывает современный художник. Вообще работы Тышлера наделены богатством ассоциаций. Поэтому при всей, казалось бы, узости сюжетики вводят зрителя в прошлое, настоящее и будущее искусства. Метафоры и символы его работ — не отвлеченно-академические, а теплые человеческие, основанные на глубине народного искусства, — волнуют зрителя. Александр Тышлер — один из ярких и неповторимых художников многонационального советского искусства».

«Купальщица. Крым»
1927
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Письмо подписали пятнадцать человек, в том числе художники Ювеналий Коровин, Евгений Расторгуев, Тамара Гусева, Михаил Курилко, Дмитрий Шаховской, Иван Бруни, Леонид Берлин, Михаил Иванов, Николай Андронов, а также искусствоведы Александр Каменский и Елена Мурина. Несомненно, этот отзыв был написан в поддержку художника, он должен был хотя бы отчасти компенсировать полное молчание прессы. Но, кроме того, письмо имело и другую цель — оно должно было стать одной из «позиций» в ситуации острой конфронтации между чиновниками, ответственными за состояние изобразительного искусства в Советском Союзе, и сторонниками обновления языка этого искусства.

Факт покупки в том же 1966 году Министерством иностранных дел работы Тышлера «Пейзаж Вереи» для подарка Фонтани, подтверждает, что это противостояние имело место на самом высоком политическом уровне. («Мин. иностр. дел приобрело у меня верейский пейзаж. Громыко отвез его в Италию для подарка Фонтани, вот как. Значит, меня делают экспортным художником. Вот до какой (нрзб.) можно дойти. Я бы на месте Фонтани подарил бы пейзаж Третьяковке». РГАЛИ. Фонд А. Г. Тышлера. Письмо А. Г. Тышлера Ф. Я. Сыркиной от 23 апреля 1966 года.)

«Портрет Анастасии Степановны Тышлер / Женский портрет со шпильками», 1926, ГМИИ им. А. С. Пушкина
«Погром», 1925, Частное собрание

Особенность ситуации второй половины 1960‑х заключается в состоянии неопределенности, состоянии размытости границ между разрешенным и запрещенным. Именно в это пограничное поле и попала выставка Тышлера.

Сегодня важно отметить обстоятельства, благодаря которым она смогла осуществиться. Этому способствовала давняя дружба между директором музея Ириной Антоновой и ее однокашницей и по школе, и по институту Флорой Сыркиной. Выставку поддерживал со стороны Министерства культуры еще один их сокурсник — Николай Нерсессов, тонкий знаток живописи, автор книг о французской живописи, занимавший в то время пост начальника отдела музеев и охраны культурного наследия Минкульта. Среди отзывов находим и отклик поэта и художественного критика, члена Лианозовской группы Всеволода Некрасова: «Тышлер — один из лучших наших художников. А где же все эти картины раньше были? И где потом будут? В Париже? А в Москве как же?» Были и такие планы — организовать выставку Тышлера в Париже. Весной того года в Москву приезжал французский писатель-коммунист Жорж Сориа, который посетил художника и отобрал около шестидесяти живописных произведений и более сорока – пятидесяти работ фломастерами, а также скульптуру. Выставка в Париже не состоялась, но возникли доверительные дружеские отношения художника и его семьи с музеем.

«Легенда о девушке-кентавре № 1», cерия «Путешествие»,1970 | «День рождения», 1973
ГМИИ им. А. С. Пушкина

В течение нескольких десятилетий в отделе графики сформировалось значительное собрание работ Александра Тышлера, которое пополнялось и за счет даров, и за счет закупок из мастерской художника, и из других коллекций. Отметим, что несколько произведений поступили от Ильи и Любови Эренбург. В 1994 году, спустя десять лет после смерти Тышлера, узнав об организации Отдела личных коллекций, Флора Яковлевна подарила музею сто сорок пять его произведений, включая живопись и скульптуру. На основе этого собрания в 1998 году была подготовлена выставка к столетию со дня рождения мастера. Сегодня в музее находятся около двухсот пятидесяти его работ, из них сто сорок семь — в Отделе личных коллекций. Это живопись, графика, деревянная скульптура и театральные эскизы. Данное издание посвящено собранию произведений Александра Тышлера в ГМИИ им. А. С. Пушкина, которое продолжает пополняться. Так, одним из недавних поступлений стал лист с изображением клоунессы, пришедший в составе коллекции Абеля Старцева-Кунина.