До военных событий 1812 года эта площадка у Кремлевских стен была занята купеческими лавками, уничтоженными пожаром. Комиссия для строений Москвы приняла решение возвести на пустыре манеж, тогда называемый «экзерциргауз», то есть дом для упражнений пехотного полка. Причем здание предусматривалось нешуточной площади и без колонн и перегородок, дабы военным ничто не мешало свободно «маневрировать». Проектом занялся испанский архитектор, инженер, генерал-лейтенант русской службы Августин Августинович Бетанкур. К пятилетию победы русского оружия, к 1817 году, архитектурное сооружение было сдано в эксплуатацию. Бетанкур придумал уникальную конструкцию стропил, рассчитанную на то, чтобы здание экзерциргауза шириной 45 м перекрывалось без внутренних опор. Тридцать же деревянных ферм опирались на одни лишь наружные стены. Подвесной потолок крепился непосредственно к кровле и скрывал ажурную систему ферм. В 1825 году зодчий Осип Бове дополнил декор здания лепными и штукатурными деталями на батальные темы, однако вскоре, после кончины императора Александра I, сменив функцию, Манеж превратился в место народных гуляний на Пасху, Масленую неделю и Рождество. В конце XIX века в Манеже начали проводить концерты и крупные выставки, что по сей день не изменилось.
Экспозиция, подготовленная к двухсотлетию знакового архитектурного памятника, который, стоит напомнить, 14 марта 2004 года сгорел почти дотла и за год был воссоздан по проекту архитектора П. Ю. Андреева, состоит из планов, макетов, архивных документов и фотографий, портретов и мундиров выдающихся деятелей, непосредственно связанных с историей Манежа, произведений искусства и экспонатов, некогда выставлявшихся на этой площадке.