Приглашать для работы с собственными коллекциями художников, а не кураторов уже едва ли не стало венской традицией. Творцов начал приглашать в Музей декоративно-прикладного искусства MAK его легендарный директор Петер Нойвер еще лет двадцать назад, а затем успешному опыту последовали и другие австрийские институции — от Музея истории искусств до Альбертины.

Якоб Лена Кнебль в основном работает в жанре перформанса. Она адепт травести-арта и любительница в буквальном смысле примерять на себя историю искусства — почти как ее японский коллега Ясумаса Моримура, чья выставка недавно проходила в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Правда, последний буквально вживается в роли персонажей картин старых мастеров, а Кнебль их рисует прямо на себе и своих костюмах, разворачивая яркое театральное зрелище везде, где появляется.

Эта театральность и легла в основу ее концепции представления коллекции MUMOK: в своих «мизансценах» она соединяет живопись, скульптуру, инсталляции и дизайн, взрывая статичное пространство своими феерическими костюмами и видеозаписями перформансов. Новую экспозицию и назвали «Oh…» — зрителя, как в иммерсивной постановке, поджидают сюрпризы буквально на каждом шагу.

William Nelson Copley, «PANTI-LEGS ARE VERY GO FROM WAIST-TO-TOE», 1962 © Claire Copley
Bruno Gironcoli, «Zweiteiliges Objekt aus Polyester», 1967 © Nachlass Bruno Gironcoli / Estate Bruno Gironcoli

Plamen Dejanov / Swetlana Heger
«Business Class» (Plenty Objects of Desire)
1999
Courtesy Swetlana Heger

Domenico Gnoli, «Green Bust», 1969 | Martha Jungwirth, «Grüner Schuh», 1970
© Bildrecht Wien 2017

Jakob Lena Knebl
«Madame Tina», 2015 | «Come Closer», 2016
Photo: Ernst Herold | Photo: Christian Benesch
© Jakob Lena Knebl

Richard Lindner, «Non Stop: Changing Sexuality», 1971 © Bildrecht Wien 2017
Allan McCollum, «5 Perfect Vehicles», 1987 © Allan McCollum

Jessica Stockholder
«Garden Seat»
1997
© Jessica Stockholder