Русский музей не забывает о юбилеях известных художников, исправно сопровождая их мемориальными экспозициями, подчас открывая новые грани их творчества. Василий Верещагин (выставка посвящена 175-летию со дня рождения мастера) — баталист, участник операций против войск бухарского эмира, обороны Самаркандской крепости, кавалер Георгия 4-й степени. Этот образ укоренен в сознании зрителя благодаря известным полотнам — «После неудачи», «Шипка — Шейново» и, наконец, «Апофеозу войны», работе 1871 года, воплотившей художественную концепцию Верещагина, не только прославляющего победы русского оружия, но и порицающего войну.
Ретроспектива, открывшаяся в Корпусе Бенуа, помимо хрестоматийных произведений, представляет пейзажные сюиты и натурные этюды разных лет, через них раскрывая образ Верещагина путешественника и этнографа, как будто, по выражению Владимира Стасова, «где-то достававшего себе новые кисти и палитру».
Антураж восточной жизни передан художником изысканно, с доходящей до натурализма педантичностью. География поездок живописца крайне разнообразна и весьма экзотична для второй половины XIX века, если представить себе уровень развития транспортных возможностей того времени. Верещагин побывал в Дании и на Филиппинах, во Франции и в Индии, в Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США. Последнее путешествие художника в Японию трагически оборвалось: вместе с адмиралом Степаном Макаровым 13 апреля (31 марта) 1904 года он погиб на броненосце «Петропавловск».