Русский музей не забывает о юбилеях известных художников, исправно сопровождая их мемориальными экспозициями, подчас открывая новые грани их творчества. Василий Верещагин (выставка посвящена 175-летию со дня рождения мастера) — баталист, участник операций против войск бухарского эмира, обороны Самаркандской крепости, кавалер Георгия 4-й степени. Этот образ укоренен в сознании зрителя благодаря известным полотнам — «После неудачи», «Шипка — Шейново» и, наконец, «Апофеозу войны», работе 1871 года, воплотившей художественную концепцию Верещагина, не только прославляющего победы русского оружия, но и порицающего войну.

Ретроспектива, открывшаяся в Корпусе Бенуа, помимо хрестоматийных произведений, представляет пейзажные сюиты и натурные этюды разных лет, через них раскрывая образ Верещагина путешественника и этнографа, как будто, по выражению Владимира Стасова, «где-то достававшего себе новые кисти и палитру».

Антураж восточной жизни передан художником изысканно, с доходящей до натурализма педантичностью. География поездок живописца крайне разнообразна и весьма экзотична для второй половины XIX века, если представить себе уровень развития транспортных возможностей того времени. Верещагин побывал в Дании и на Филиппинах, во Франции и в Индии, в Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США. Последнее путешествие художника в Японию трагически оборвалось: вместе с адмиралом Степаном Макаровым 13 апреля (31 марта) 1904 года он погиб на броненосце «Петропавловск».

«Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром»
1870

«Тамерлановы ворота», 1871 | «Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд», 1869-1870

«Мавзолей Тадж-Махал близ Агры»
1874

«Индия. Дели. Повозка богача»
1874

«В Иерусалиме. Царские гробницы»
1884

«Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»
до 1890
Государственный Русский музей

«После неудачи»
1868
Государственный Русский музей

«Дервиши в праздничных нарядах во время праздника»
1869-1870

«Прогулка в лодке»
1903
Государственный Русский музей