Западное побережье Соединенных Штатов богато архитектурным наследием середины прошлого века. Калифорния славится характерными для эпохи стремительно развивающейся промышленности зданиями вроде дома для семьи Шталь, построенного архитектором Пьером Кёнигом в Лос-Анджелесе, — признанного шедевра из стали и стекла, дома Имзов с фасадом, напоминающим картины Мондриана, и примера проникновения японских традиций в западную цивилизацию — деревянной виллы Sea Ranch Residence по проекту бюро Turnbull Griffin Haesloop. Помимо очевидных образцов модернизма, попавших в учебники, в этой части страны найдется немало любопытных архитектурных творений.
Методистская церковь в Сан-Диего, Калифорния
Проект Реджиналда Инвуда, 1960
Расположенная на крутом склоне в Долине Миссии в Сан-Диего белоснежная параболическая форма облицована волнистым бетоном, создающим интенсивные световые узоры в интерьере собора, притягивающие к себе солнечные лучи и изменяющие характер в течение дня.
Пляжный дом Bell Beach House в Сан-Диего
Проект Дейла Нейгла, 1956–1968
Прикрепленный к скалам футуристический павильон на побережье за форму окрестили «домом-грибом». Доступ с вершины к нему осуществляется с помощью фуникулера длиной 300 футов. Линия панорамных окон дает возможность с высоты любоваться океанскими просторами. Домик располагает собственным пляжем, где загорать можно лишь во время отлива.
Административный центр в Комптоне, Калифорния
Проект Гарольда Уильямса, 1977
Этот малоизвестный комплекс включает в себя застекленный прямоугольный объем городского зала и двенадцатиэтажное здание суда, обернутое в бетон, белоснежная поверхность которого прорезана окнами-щелями. Площадь маркирована типичной для 1970- х годов символической скульптурой в виде сходящихся к кругу крыльев.
Мемориальный зал Роберта Ли Фроста в Высшей школе Калвер-Сити
Проект бюро Flewelling и Moody, 1964
Одно из самых захватывающих модернистских зданий Калифорнии. Его масштаб и красоту в полной мере можно оценить только с высоты птичьего полета. Массивная железобетонная крыша накрывает круглое кирпичное здание, точно огромный лист. Собственно, постройка не только дань памяти крупнейшему американскому поэту, четырежды лауреату Пулитцеровской премии, но и демонстрация архитектурного и художественного потенциала железобетона.
Аудитория Beckman в Калифорнийском технологическом институте, Пасадена
Проект Эдварда Дарелла Стоуна, 1964
Этот круглый павильон, быть может, самое камерное творение в карьере автора здания посольства США в Нью-Дели и американского павильона на Международной выставке 1958 года в Брюсселе, зато сравнимое с маленькой жемчужиной, в которой «играет» всё — и форма, и свет, и тень, и узор. Скругленной колоннадой и конусообразной крышей Стоун создает этакую модернистскую интерпретацию храма Геркулеса в Риме.
Лодочные домики, Студио-сити, Лос-Анджелес
Проект Гарри Геснера, конец 1950-х
Двенадцать маленьких деревянных односемейных домов, укрепленных на сваях и, точно консоли, «выезжающих» за склоны холмов, расположены на тихоокеанском побережье. Невооруженным глазом видно — их двускатные крыши вызывают ассоциации с перевернутыми лодками.
Первая объединенная методистская церковь, Пало-Альто
Проект Карлтона Артура Штайнера, 1952
Образец современной готики составлен из бетонных опор-контрфорсов и панельной сборной крыши, «пробитой» полутора тысячами ярких вставок цветного стекла. Благодаря этим ухищрениям попадающий в темное святилище прихожанин становится участником светового шоу, воздействующего на его чувства.
Часовня Агнес Фланаган в Колледже Льюиса и Кларка, Портленд, Орегон
Проект Пола Тайри, 1969
Часовня, названная в память о попечителе колледжа, — первое, что видят посетители, направляясь к главному кампусу. Коническая форма крыши характерна для построек коренных американцев северо-западного побережья. Вход фланкирован фигурами четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Обшитый деревом интерьер часовни, вмещающей четыреста шестьдесят прихожан, украшен великолепным органом, подвешенным к потолку.
Госпиталь Святого Иосифа, Такома, Вашингтон
Проект Бертрана Голдберга, 1970
Устойчивая к землетрясениям железобетонная структура из девяти башен, возвышающаяся на двухэтажном цоколе на вершине холма, одновременно напоминает зернохранилище, ледяной торт, ангар для космических кораблей, пробитый перфорацией окон-иллюминаторов.
Университетская унитарная церковь, Сиэтл, Вашингтон
Проект Пола Хейдена Кирка, 1959
Естественный свет проникает во внутреннее пространство. Ряды стульев по дизайну Чарлза и Рей Имз. Обшивка натуральной древесиной. Большие вертикальные элементы, наклонный потолок плюс стеклянные экраны — типичный прием Кирка. Интерьер смотрится как совершенно единая форма.