Первые резиденции для художников появились более ста лет назад в США и Великобритании, где состоятельные любители искусства покровительствовали отдельным художникам, предлагая им студии в своих поместьях. Параллельно и сами художники образуют в сельской местности поселения единомышленников: хрестоматийным примером тут является деревушка Ворпсведе под Бременом, где со скульптором Кларой Вестхоф обрел свое личное счастье поэт Райнер Мария Рильке, прибывший туда по приглашению художника, представителя немецкого югендстиля Генриха Фогелера.

За век традиция арт-резиденций только укрепила свои позиции и расширила формат. Где-то художники могут жить бесплатно и получать стипендию, в других местах придется потратиться самому, но получить взамен не только опыт, но и признание на международном уровне. ARTANDHOUSES вспоминает пять самых известных на планете мест, где открывают новых звезд современного искусства.

Casa de Velázquez

Испания, Мадрид

www.casadevelazquez.org

По активно распространяющейся легенде, одна из старейших в Европе резиденций была построена на том месте, где великий Веласкес ставил свой мольберт, обращая взор к темнеющим на горизонте горам Сьерра-де-Гвадаррама. Доподлинно известно, что король Альфонсо XIII передал Франции эти два гектара земли под строительство резиденции для молодых ученых и художников, чтобы было не хуже, чем на вилле Медичи в Риме. За год здесь бывают до сорока человек — фотографов, скульпторов, художников, архитекторов, композиторов и кинематографистов. Программы рассчитаны на разное время — от месяца до года. У «марафонцев», выбравших годичное пребывание, есть свой куратор, который продюсирует участие резидентов в концертах, кинопоказах, выставках, международных ярмарках современного искусства и отвечает за публикацию каталогов. Исторически сложилось, что большинство находящихся здесь — граждане Франции и Испании, что обусловлено финансированием резиденции различными структурами из этих стран. Но как таковых ограничений нет, доказательством чему являются резиденты из Японии и Ирана.

Casa de Velázquez
© Casa de Velázquez


Центр искусств, наук и технологий
при Массачусетском технологическом институте

США, Кембридж

arts.mit.edu

У самого знаменитого технического университета в мире, известного разработками в области робототехники и искусственного интеллекта, есть Центр искусств, наук и технологий — мультидисциплинарная площадка, где творчество поддерживается серьезными исследованиями в самых разных научных областях. С 1961 года с MIT так или иначе посотрудничало множество творческих людей, в том числе режиссер и художник Роберт Уилсон, художники Олафур Элиассон, Вик Мунис и Томас Сарацено, архитекторы Дэвид Аджайе и Сантьяго Калатрава. В 2015 году основательница музея «Гараж» Дарья Жукова пожертвовала центру на поддержку дальнейших изысканий в рамках Distinguished Visiting Artist $1 000 000.

Сейчас мексиканский художник Педро Рейес, известный своими проектами против оборота оружия и наркотиков, а также торговли людьми, до июня 2018 года работает здесь над новым — «Обратное проектирование войны (Опера на конец света)» в сотрудничестве с различными подразделениями MIT. В конце марта уже состоялось его презентация и обсуждение со студентами и преподавателями, а через месяц пройдет серия лекций «Двойные агенты. Искусство как способ разрешения конфликта».

Попасть в эту двухгодичную резиденцию совсем не просто — конкурентами Рейеса были пятьдесят художников, которых предложили для участия в программе преподаватели университета и искусствоведы.

Проект Педро Рейеса из бывшего оружия «Disarm» 
© David Jhonson


Independent Study Program
в Музее американского искусства Уитни

США, Нью-Йорк

www.whitney.org

Прогрессивный музей, где прошли первые ретроспективы Джаспера Джонса, Сая Твомбли и Синди Шерман, и в плане организации резиденций оказывается впереди планеты всей, указывая на своем сайте, что место проживания, сексуальная ориентация и вероисповедание при рассмотрении заявок не имеют никакого значения. Главное, чтобы соискатель имел специальное образование и желал развиваться в области визуального искусства, кураторства или арт-критики. Программа была основана в 1969 году, и с тех пор ее участниками успели побывать и Джулиан Шнабель, и Кэтрин Бигелоу, и Дженни Хольцер, и Риркрит Тиравания, и другие нынешние звезды. Как и во всех учебных заведениях, работа здесь начинается в сентябре, а в мае проходят отчетные выставки, кураторские проекты и представляются критические работы.

Поддержку Independent Study Program оказывают частные лица и многочисленные фонды, также сам Музей Уитни собирает средства для резиденции на ежегодной Art Party.

Дональд Джадд, Рон Кларк, Джулиан Шнабель на семинаре в мастерской
1974
Photograph courtesy of Barbara Quinn


Acme Studios

Великобритания, Лондон

www.acme.org.uk

В 1972 году Джонатан Харви и Дэвид Пантон придумали использовать предназначенные под снос дома и бывшие фабрики в качестве недорогого студийного и жилого пространства. Затея оказалась настолько востребованной, что уже через год в сети резиденций было семьдесят шесть домов, с каждым годом их число всё увеличивалось, а в 1995 году Acme Studios впервые стали владельцами отдельного здания — бывшей пожарной станции и запустили программу Residency & Awards.

Сотрудники Acme Studios за умеренную арендную плату избавляют художников от земных забот в виде страховок, налогов и коммунальных платежей и устраивают нужные встречи. Так, например, наставниками резидентов Кита Дойла и Эван Сибенс всего лишь за месяц 2011 года успели побывать куратор программы «Современное искусство» в Королевском колледже искусств Марк Нэш, куратор секции «Визуальное искусство» Британского совета Катрина Шварц и многие другие.

Сейчас компания стала по сути монополистом на рынке Великобритании в этом сегменте и получает заслуженные дивиденды: в 2013 году в Whitechapel Gallery состоялась выставка «Поддерживая художников. Первое десятилетие Acme Studios. 1972–1982», а ее основатели в 2014 году были удостоены орденов Британской империи.

C момента своего основания через Acme Studios прошли уже семь тысяч художников, в нынешнем году их работает шестьдесят шесть.

Пожарная станция Acme Studios
© Alice Evans


Scuola Internazionale di Grafica Venezia

Италия, Венеция

www.scuolagrafica.it

Школа была основана в 1960-х годах и с той поры дает возможность художникам со всего мира принять участие в резиденциях, сроком от одной недели до трех месяцев, попрактиковаться в гравировании, графическом дизайне, рисунке и живописи. Здесь им предлагают полное погружение в творческий процесс и участие в семинарах, выставках, знакомство с местными коллекциями и тематической литературой в библиотеках.

Кроме того, в школе действуют две стипендиальные программы — от британского Royal Society of Painter Printmakers и Boston Printmakers, которые подразумевают проведение итоговой выставки.

Copyright © 2017 — Scuola Internazionale di Grafica Venezia