После двух прошлогодних выставочных блокбастеров Босха в Хертогенбосе и Мадриде работы первого сюрреалиста в живописи разъехались по домам, несколько вернулись в венецианскую Галерею Академии. По горячим следам кураторы сделали в плавучем городе свою выставку с отсылкой к истории места.

Одна из тем экспозиции во Дворце дожей — фигура кардинала Доменико Гримани, венецианского дожа, известного мецената и коллекционера. Именно благодаря ему картины нидерландских художников оказались в Италии, в частности работы Иеронима Босха. После смерти кардинала в 1523 году за сказочное наследство, завещанное им Венеции, разгорелась нешуточная борьба родственников, благодаря чему некоторые работы Босха, о которых упоминали современники, исчезли. Тем не менее город и сегодня является единственным в Италии местом, где можно увидеть редкие полотна мастера. В Академии хранятся три выдающихся произведения Босха из коллекции Гримани — два триптиха и четыре панели, недавно отреставрированные.

Jheronimus Bosch
«Polittico delle Visioni dell’Aldilà»
circa 1505-1515
Museo Nazionale Gallerie dell’Accademia di Venezia
© Archivio fotografico Gallerie dell’Accademia

Другая «местная» тема выставки — еврейская культура, расцвет которой в Венеции и ее взаимопроникновение с итальянской также пришлись на начало XVI века — период активного участия кардинала Гримани в политической жизни города.

На выставке покажут немало картин и гравюр последователей и современников Босха, раскрывающих контекст времени. Среди них — работы Дюрера и Брейгеля, Квентина Массейса и Яна ван Скорела, редкие рукописи и печатные книги.

Jheronimus Bosch
«Trittico di Santa liberata o Wilgerfortis»
circa 1495-1505
Museo Nazionale Gallerie dell’Accademia di Venezia
© Archivio fotografico Gallerie dell’Accademia

Jheronimus Bosch
«Trittico dei santi Eremiti»
circa 1495-1505
Museo Nazionale Gallerie dell’Accademia di Venezia
© Archivio fotografico Gallerie dell’Accademia

Anonimo dei Paesi Bassi
«Inferno»
circa 1500
 Museo Correr, Venezia
© Archivio fotografico – Fondazione Musei Civici di Venezia

Anonimo seguace di Jheronimus Bosch
«Tentazioni di sant’Antonio»
metà del XVI secolo
 Museo Correr, Venezia
© Archivio fotografico – Fondazione Musei Civici di Venezia

Jacob Isaacsz van Swanenburg
«La bocca dell’Inferno e la nave di Caronte con la Sibilla cumana ed Enea»
Inizio del XVII secolo
Collezione privata, Svizzera

Joseph Heintz il Giovane
«Medea ringiovanisce Esone»
1640-1650
Collezione privata
©Matteo De Fina

Jan van Scorel
«La Torre di Babele»
circa 1520-1530
Museo Nazionale Gallerie dell’Accademia di Venezia
© Archivio fotografico Gallerie dell’Accademia

Pieter van der Heyden
«I sette vizi capitali (L’Ira)»
1558
Koninklijke Bibliotheek van België, Bruxelles
© All rights reserved. Royal Library of Belgium

Cornelis Cort
«Ritratto di Jheronimus Bosch»
1610
Paesi Bassi, collezione privata
© Archivio fotografico – Fondazione Musei Civici di Venezia