После двух прошлогодних выставочных блокбастеров Босха в Хертогенбосе и Мадриде работы первого сюрреалиста в живописи разъехались по домам, несколько вернулись в венецианскую Галерею Академии. По горячим следам кураторы сделали в плавучем городе свою выставку с отсылкой к истории места.
Одна из тем экспозиции во Дворце дожей — фигура кардинала Доменико Гримани, венецианского дожа, известного мецената и коллекционера. Именно благодаря ему картины нидерландских художников оказались в Италии, в частности работы Иеронима Босха. После смерти кардинала в 1523 году за сказочное наследство, завещанное им Венеции, разгорелась нешуточная борьба родственников, благодаря чему некоторые работы Босха, о которых упоминали современники, исчезли. Тем не менее город и сегодня является единственным в Италии местом, где можно увидеть редкие полотна мастера. В Академии хранятся три выдающихся произведения Босха из коллекции Гримани — два триптиха и четыре панели, недавно отреставрированные.
Другая «местная» тема выставки — еврейская культура, расцвет которой в Венеции и ее взаимопроникновение с итальянской также пришлись на начало XVI века — период активного участия кардинала Гримани в политической жизни города.
На выставке покажут немало картин и гравюр последователей и современников Босха, раскрывающих контекст времени. Среди них — работы Дюрера и Брейгеля, Квентина Массейса и Яна ван Скорела, редкие рукописи и печатные книги.