В венском Leopold Museum, как кажется, пытаются совместить несовместимое — немца Карла Шпицвега, представителя стиля бидермейер, считающегося мещанским и приторным до вязкости, и нашего современника, знаменитого австрийца Эрвина Вурма, скульптора, самые частые эпитеты к имени которого – насмешник и провокатор. Но разнятся они только на первый взгляд.

Шпицвег — один из тех редких представителей бидермейера, что не просто рисовали умилительные сценки из жизни буржуазии или очаровательных томных пастушек. Многие его работы — социальная и политическая сатира, своего рода живописные карикатуры на нравы эпохи, высмеивающие людские пороки. Практически те же самые, на которые сегодня в своих скульптурах и инсталляциях обращает внимание зрителя Эрвин Вурм, один из самых известных современных художников, который представит Австрию на Венецианской биеннале в этом году.

Этот критический взгляд на современность XIX и XX веков двух разных художников будет представлен в экспозиции более чем в ста пятидесяти произведениях. Около сотни работ Шпицвега приедут из музеев и частных собраний Австрии и Германии, а среди инсталляций Вурма в выставке будут участвовать такие известные вещи, как «Узкий дом» и «Автопортрет в виде маринованных огурцов».

Erwin Wurm
«Self service indoor sculpture»
1999
© Erwin Wurm / VBK Vienna, 2011

Carl Spitzweg
«The Intercepted Love Letter»
c. 1855
Museum Georg Schäfer, Schweinfurt

Erwin Wurm
«Take your most loved philosophers»
2002
Studio Erwin Wurm, Kiasma – Museum of Contemporary Art, Helsinki
© Bildrecht, Wien, 2016

Carl Spitzweg
«The Bookworm»
1850
Museum Georg Schäfer, Schweinfurt

Erwin Wurm
«Landed Gentry / Hermés»
2008
Studio Erwin Wurm
© Bildrecht, Wien, 2016

Carl Spitzweg
«Dairymaid and Monk»
1838
Museum Georg Schäfer, Schweinfurt