Билла Виолу, классика видео-арта, принято сравнивать со старыми мастерами. Многие из его сложных многоканальных видео и звуковых инсталляций действительно вдохновлены мастерами Возрождения, барокко и рококо. Оттого и его видеополотна, отсылающие к ушедшим эпохам, часто называют «религиозной живописью» и любят выставлять во дворцах и классических музеях в сопровождении художников того времени. «Если бы Билл Виола захотел что-то сделать в зале Александра Иванова, я была бы счастлива», — говорила директор Третьяковки Зельфира Трегулова в интервью ARTANDHOUSES.

И пока близких планов в России у художника нет (ГМИИ имени А. С. Пушкина перенес его запланированную на 2017 год ретроспективу), большая экспозиция произведений Виолы открылась во Флоренции. Ее даже окрестили «возвращением Виолы» — в середине 1970-х он работал здесь пару лет техническим директором в центре документального кино art/tapes/22.

Кураторы Palazzo Strozzi не были оригинальны — они вновь составили диалог, провели параллели между искусством прошлого и настоящего. Для выставки «Electronic Renaissance» работы Лукаса Кранаха Старшего, Понтормо, Паоло Уччелло и других предоставили итальянские музеи, включая Галерею Уффици, а сопровождать их будут известные видео мастера разных лет, среди которых «The Deluge», «Emergence», «The Greeting».

Зрителей будет ждать и приятный бонус: билет на выставку станет пропуском в баптистерий Сан-Джованни и музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, где работы Виолы можно будет сопоставить со скульптурами Микеланджело и Донателло.

BillViola_ElectronicRenaissance

«The Crossing»
1996
Courtesy Bill Viola Studio

BillViola_ElectronicRenaissance2

«The Crossing»
1996
Courtesy Bill Viola Studio

BillViola_ElectronicRenaissance3

«The Greeting»
1995
Courtesy Bill Viola Studio

BillViola_ElectronicRenaissance4

Pontormo
«Visitation»
c. 1528–1529
Pieve di San Michele Arcangelo, Carmignano

BillViola_ElectronicRenaissance17

«Self portrait, Submerged»
2013
Gallerie degli Uffizi, Galleria delle Statue e delle Pitture, Florence

BillViola_ElectronicRenaissance16

«Tempest / Study for The Raft»
2005
Courtesy Bill Viola Studio

BillViola_ElectronicRenaissance15

«Sharon»
2013
Photo: Kira Perov
Courtesy Bill Viola Studio

Martyrs series: Air Martyr, Earth Martyr, Fire Martyr, Water Martyr 2014 Courtesy Bill Viola Studio

Martyrs series: Air Martyr, Earth Martyr, Fire Martyr, Water Martyr
2014
Courtesy Bill Viola Studio

BillViola_ElectronicRenaissance20

«Acceptance»
2008
Courtesy Bill Viola Studio

BillViola_ElectronicRenaissance12

Donatello
«Saint Mary Magdalene»
c. 1455
Museo dell’Opera del Duomo, Florence

BillViola_ElectronicRenaissance19

«Observance»
2002
Courtesy Bill Viola Studio

BillViola_ElectronicRenaissance10

«Man Searching for Immortality/Woman Searching for Eternity»
2013
Courtesy Bill Viola Studio and Blain Southern, London

BillViola_ElectronicRenaissance11

Lukas Cranach
«Adam» and «Eve»
1528
Galleria degli Uffizi, Florence

BillViola_ElectronicRenaissance7

«The Deluge / Going Forth By Day»
2002
Courtesy Bill Viola Studio

BillViola_ElectronicRenaissance8

Paolo Uccello
«The Flood and Receding of the Waters»
c. 1439–1440
Museo di Santa Maria Novella, Florence

BillViola_ElectronicRenaissance6

«Emergence»
2002
Courtesy Bill Viola Studio

Pietà Masolino da Panicale 1424 Empoli, Museo della Collegiata di Sant'Andrea

Masolino da Panicale
«Pietà»
1424
Empoli, Museo della Collegiata di Sant’Andrea

BillViola_ElectronicRenaissance9

«Inverted Birth»
2014
Courtesy Bill Viola Studio

BillViola_ElectronicRenaissance14

Michelangelo Buonarroti
«Pietà Bandini»
1547-1555
Museo dell’Opera del Duomo, Florence