Масштабный двухчастный проект будет посвящен 280-летию со дня рождения великого русского архитектора Василия Баженова (1738–1799). Кураторы искусствоведы Сергей Хачатуров, Анна Корндорф, Зоя Золотницкая предлагают разобраться в том, что же в XVIII веке означало понятие «готический вкус». Речь пойдет о той территории культуры, которая в силу иррациональности не подчинялась классической логике и порядку.
Определение «gothique» тогда являлось синонимом всему безордерному, архаическому, фантастическому и даже страшному. Одним из выразителей готического сюжета в архитектуре был Баженов, которому довелось поучиться в Париже, в Королевской академии архитектуры.
Для русского зодчего «готический вкус» означал свободу и раскрепощение творческой фантазии. Замысел грандиозной императорской резиденции в Царицыне близ Москвы иллюстрировал готический вкус, представляя собой новаторское сочетание ажурных элементов нарышкинского барокко конца XVII века и западноевропейского готического декора.
Расположившись сразу на двух площадках — в залах фонда In Artibus и Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева, экспозиция, включая свыше ста сорока произведений графики, живописи, скульптуры, декоративного искусства, разделится на семь частей. Три из них (под условными названиями «Пропилеи», «Резиденция» и «Храм») развернутся в большой анфиладе Музея архитектуры. Здесь среди прочего стоит обратить внимание на полотно Эмануэла де Витте «Интерьер готического собора», листы из серии «Воображаемые темницы» Джованни Баттисты Пиранези, созданную Василием Баженовым панораму резиденции Царицыно.
Выставка в фонде In Artibus представит разделы «Русское готическое», «Императрица», «Архитектор» и «Турнир». Гравюры и скульптуры XVIII — первой половины XIX века напомнят о пышных императорских праздниках, конных каруселях, столь популярных в эпоху Екатерины II, прототипом для которых служили рыцарские турниры «готических» времен.