Отто Фрейндлих (1878–1943) — один из самых оригинальных художников-абстракционистов ХХ века, но, к сожалению, не столь известный, как его коллеги по живописному направлению. Кураторы Музея Людвига в Кельне решили исправить ситуацию и развернули в пространствах своих залов внушительную ретроспективу, включающую восемьдесят экспонатов (живопись, графику, скульптуру, витражи, мозаики, ковры), отражающих усердные поиски художника на пути к абстракции.
Фрейндлих родился в прусском городе Штольп (ныне Слупск, Польша). Успел пожить в Париже на Монмартре по соседству с Пабло Пикассо и Жоржем Браком и, вернувшись в Германию, вместе с Максом Эрнстом и Йоханнесом Теодором Бааргельдом стать организатором первой выставки дадаистов в Кельне. В 1931 году Фрейндлих вновь в Париже. Здесь он присоединяется к группе «Абстракция — Творчество», куда также входят лидеры нефигуративного искусства Робер и Соня Делоне, Василий Кандинский, Ханс Арп, Наум Габо.
Скульптура Отто Фрейндлиха «Новый человек» оказывается на обложке каталога выставки «Дегенеративное искусство», устроенной нацистами в 1937 году. Гипсовая голова, которую автор датировал 1912 годом, как и многие другие произведения Фрейндлиха, была конфискована немцами и уничтожена. В 1943 году в концентрационном лагере Майданек погиб и сам художник. Мозаика Фрейндлиха 1919 года «Рождение человека», кем-то спрятанная в сарае и чудом спасшаяся от нацистов, стала центральным экспонатом выставки, которая в июне из Кельна переедет в Базель в Kunstmuseum.