Знаменитый лондонский музей Whitechapel Gallery открывает 16 февраля первую за долгие годы ретроспективу шотландского классика современного искусства Эдуардо Паолоцци (1924–2005). В Британии его называют «крестным отцом поп-арта».

Сын итальянских мигрантов начал обучаться искусству во время Второй мировой войны в родном Эдинбурге и продолжал учебу и совершенствование ремесла еще почти пятнадцать лет — лондонский колледж Central Saint Martins он окончил в 1958 году. Еще до поступления в последний начал работать в стиле поп-арт, делать яркие ироничные коллажи и инсталляции, а после окончания отделения скульптуры там же стал участником второй культовой выставки современного искусства documenta в Касселе, проходящей раз в пять лет. В немецкий городок Паолоцци приглашали еще трижды, а в другие города мира — для установки его монументальных скульптур — бесчисленное количество раз. С 1960-х он и сам стал преподавать, став впоследствии профессором университетов в Гамбурге, Лондоне и других городах.

В Лондоне соберут более двухсот пятидесяти произведений Паолоцци разных периодов — от ранних коллажей, принтов на ткани и бронзы до работ в области моды и дизайна и известной футуристической скульптуры «Диана как двигатель».

Eduardo Paolozzi

«Wittgenstein in New York  / from the As is When portfolio»
1965
Courtesy Scottish National Gallery of Modern Art
© Trustees of the Paolozzi Foundation, licensed by DACS

Paolozzi3

«Allegro moderato Fireman’s parade / from the Calcium of Light portfolio»
1974-1976
Courtesy C L E A R I N G New York / Brussels
© Trustees of the Paolozzi Foundation, licensed by DACS

Paolozzi10

«Fun Fair»
1947
Government Art Collection
© Trustees of the Paolozzi Foundation, licensed by DACS

Paolozzi9

«Klokvormig masker»
1946-1947
Courtesy Flowers Gallery, London
© Trustees of the Paolozzi Foundation, licensed by DACS

Paolozzi8

«Real Gold  / from the Bunk! portfolio»
1972
Courtesy goldmarkart.com
© Trustees of the Paolozzi Foundation, licensed by DACS

Paolozzi14

«Conjectures to Identity»
1963–1964
Courtesy the British Council Collection
© Trustees of the Paolozzi Foundation, licensed by DACS

Paolozzi15

«The Whitworth Tapestry»
1967
Courtesy The Whitworth, University of Manchester
© Trustees of the Paolozzi Foundation, licensed by DACS

Paolozzi16

«Horizon of expectations / from the Universal Electronic Vacuum portfolio»
1967
Courtesy C L E A R I N G New York / Brussels
© Trustees of the Paolozzi Foundation, licensed by DACS

Paolozzi_2

«Avant-Garde»
1970
Courtesy Independent Gallery, London
Image courtesy Venator & Hanstein, Cologne
© Trustees of the Paolozzi Foundation, licensed by DACS

«Richard Rogers»
1988
Courtesy Scottish National Gallery of Modern Art 
© Trustees of the Paolozzi Foundation, licensed by DACS

Paolozzi6

«Newton after blake»
1994-1997
Photo: Paul Grundy
Image Courtesy the British Library

«A maximis Ad minima»
1998
Royal Botanic Gardens, Kew
Image Courtesy Royal Botanic Gardens, Kew

Paolozzi12

«Diana as an Engine I»
1963–1966
Courtesy the British Council Collection
© Trustees of the Paolozzi Foundation, licensed by DACS

Paolozzi17

«Tottenham Court road underground station, London»
Unveiled in 1986
Courtesy Transport for London
Photograph © Transport for London