В Palazzo Braschi, одном из филиалов Музея Рима, работает ретроспектива самой известной сегодня женщины-художницы эпохи барокко Артемизии Джентилески (1593–1653). Около ста ее работ приехали в Рим из музеев и частных коллекций Италии и всего мира и предстают в окружении произведений как ее знаменитого отца и первого наставника Орацио Джентилески (одного из самых ярких последователей Караваждо), так и других художников, работавших бок о бок с первой феминисткой в истории искусства.
Организация такой мощной выставки без привязки к сколь угодно значимой дате в жизни Джентилески легко объясняется международным трендом на женское искусство. В течение последних пары лет ему посвящали выставки ведущие музеи, включая Tate Modern в Лондоне, Центр Помпиду в Париже и MoMA в Нью-Йорке, а словосочетание «женщина-художник» выпячивалось практически на всех ярмарках современного искусства в 2016 году. Этот новый виток мирового женского движения не мог обойтись и без имени Артемизии, воинственной феминистки эпохи барокко, ставшей в начале XVII века жертвой насилия своего наставника, пережившей публичный суд и вынужденной бежать от людской молвы из Рима во Флоренцию. Последняя сделалась для нее местом и совершенствования ремесла (она стала первой женщиной, принятой в Академию искусств), и любви, и признания.
Рим и Флоренция явились отправными точками в экспозиции, где каждый раздел связан с местом жизни и работы художницы. За ними следуют Генуя, Венеция и Неаполь, в котором она работала до самой смерти, а также Лондон, где она вместе с отцом три года находилась при дворе Карла I, оставив во дворцах британской столицы несколько своих знаменитых шедевров, также прибывших сегодня на римскую выставку.

«Self-Portrait with Lute»
1617–1618
©Allen Phillips/Wadsworth Atheneum

«Danae»
1612
Courtesy Saint Louis Art Museum

«Susanna and the elders»
1610
Kunstsammlungen Graf von Schönborn, Pommersfelden
Photo Michael Aust

«The penitent Mary Magdalene»
1616
Photographic Department of the Uffizi Gallery

«Esther before Ahasuerus»
1626-1629
© The Metropolitan Museum of Art

«The Birth of the Baptist»
1635
©Museo Nacional del Prado

«Lot and his Daughters»
1635-1637
©Toledo Museum of Art — Photo Richard Goodbody Inc.

«Portrait of a condottiero»
1622
Archivio fotografico dei Musei Civici d’Arte Antica di Bologna

«Portrait of a Gentleman (Antoine de Ville)»
1627
Archivio fotografico dei Musei Civici d’Arte Antica di Bologna

«Sinite Parvulos»
1629-1630
©Giuseppe Schiavinotto

«Annunciation»
1630
© Museo Real Bosco di Capodimonte

«Jael and Sisera»
1620
Museum of Fine Arts, Budapest

Giovanni Martinelli
«The Three Graces»
1635-1640
Londra, Milano, Sankt Moritz, Robilant + Voena

Artemisia Gentileschi, Onofrio Palumbo /Palomba
«Susanna and the Elders»
1652
Bologna, Collezioni della Pinacoteca Nazionale, Polo Museale dell’Emilia Romagna

Ludovico Cardi, called Cigoli
«Joseph and Potiphar’s wife»
1610
Roma, Galleria Borghese

Filippo Tarchiani
«Pietà»
1618
©Giuseppe Marraccini

Carlo Saraceni
«The penitent Mary Magdalene»
1614
Musei Civici di Vicenza — Pinacoteca di Palazzo Chiericati — Archivio Fotografico

Antiveduto Gramatica
«Saint Cecilia»
1611
© Museo Nacional del Prado