В Palazzo Braschi, одном из филиалов Музея Рима, работает ретроспектива самой известной сегодня женщины-художницы эпохи барокко Артемизии Джентилески (1593–1653). Около ста ее работ приехали в Рим из музеев и частных коллекций Италии и всего мира и предстают в окружении произведений как ее знаменитого отца и первого наставника Орацио Джентилески (одного из самых ярких последователей Караваждо), так и других художников, работавших бок о бок с первой феминисткой в истории искусства.

Организация такой мощной выставки без привязки к сколь угодно значимой дате в жизни Джентилески легко объясняется международным трендом на женское искусство. В течение последних пары лет ему посвящали выставки ведущие музеи, включая Tate Modern в Лондоне, Центр Помпиду в Париже и MoMA в Нью-Йорке, а словосочетание «женщина-художник» выпячивалось практически на всех ярмарках современного искусства в 2016 году. Этот новый виток мирового женского движения не мог обойтись и без имени Артемизии, воинственной феминистки эпохи барокко, ставшей в начале XVII века жертвой насилия своего наставника, пережившей публичный суд и вынужденной бежать от людской молвы из Рима во Флоренцию. Последняя сделалась для нее местом и совершенствования ремесла (она стала первой женщиной, принятой в Академию искусств), и любви, и признания.

Рим и Флоренция явились отправными точками в экспозиции, где каждый раздел связан с местом жизни и работы художницы. За ними следуют Генуя, Венеция и Неаполь, в котором она работала до самой смерти, а также Лондон, где она вместе с отцом три года находилась при дворе Карла I, оставив во дворцах британской столицы несколько своих знаменитых шедевров, также прибывших сегодня на римскую выставку.

artemisiagentileschi15

«Self-Portrait with Lute»
1617–1618
©Allen Phillips/Wadsworth Atheneum

93:1986

«Danae»
1612
Courtesy Saint Louis Art Museum

artemisiagentileschi2

«Susanna and the elders»
1610
Kunstsammlungen Graf von Schönborn, Pommersfelden
Photo Michael Aust

artemisiagentileschi4

«The penitent Mary Magdalene»
1616
Photographic Department of the Uffizi Gallery

artemisiagentileschi11

«Esther before Ahasuerus»
1626-1629
© The Metropolitan Museum of Art

artemisiagentileschi12

«The Birth of the Baptist»
1635
©Museo Nacional del Prado

artemisiagentileschi8

«Lot and his Daughters»
1635-1637
©Toledo Museum of Art — Photo Richard Goodbody Inc.

«Portrait of a condottiero»
1622
Archivio fotografico dei Musei Civici d’Arte Antica di Bologna

artemisiagentileschi7

«Portrait of a Gentleman (Antoine de Ville)»
1627
Archivio fotografico dei Musei Civici d’Arte Antica di Bologna

artemisiagentileschi10

«Sinite Parvulos»
1629-1630
©Giuseppe Schiavinotto

artemisiagentileschi9

«Annunciation»
1630
© Museo Real Bosco di Capodimonte 

«Jael and Sisera»
1620
Museum of Fine Arts, Budapest

artemisiagentileschi22

Giovanni Martinelli
«The Three Graces»
1635-1640
Londra, Milano, Sankt Moritz, Robilant + Voena

artemisiagentileschi17

Artemisia Gentileschi, Onofrio Palumbo /Palomba
«Susanna and the Elders»
1652
Bologna, Collezioni della Pinacoteca Nazionale, Polo Museale dell’Emilia Romagna

artemisiagentileschi18

Ludovico Cardi, called Cigoli
«Joseph and Potiphar’s wife»
1610
Roma, Galleria Borghese

artemisiagentileschi19

Filippo Tarchiani
«Pietà»
1618
©Giuseppe Marraccini

artemisiagentileschi20

Carlo Saraceni
«The penitent Mary Magdalene»
1614
Musei Civici di Vicenza — Pinacoteca di Palazzo Chiericati — Archivio Fotografico

artemisiagentileschi21

Antiveduto Gramatica
«Saint Cecilia»
1611
© Museo Nacional del Prado