В Palazzo Braschi, одном из филиалов Музея Рима, работает ретроспектива самой известной сегодня женщины-художницы эпохи барокко Артемизии Джентилески (1593–1653). Около ста ее работ приехали в Рим из музеев и частных коллекций Италии и всего мира и предстают в окружении произведений как ее знаменитого отца и первого наставника Орацио Джентилески (одного из самых ярких последователей Караваждо), так и других художников, работавших бок о бок с первой феминисткой в истории искусства.
Организация такой мощной выставки без привязки к сколь угодно значимой дате в жизни Джентилески легко объясняется международным трендом на женское искусство. В течение последних пары лет ему посвящали выставки ведущие музеи, включая Tate Modern в Лондоне, Центр Помпиду в Париже и MoMA в Нью-Йорке, а словосочетание «женщина-художник» выпячивалось практически на всех ярмарках современного искусства в 2016 году. Этот новый виток мирового женского движения не мог обойтись и без имени Артемизии, воинственной феминистки эпохи барокко, ставшей в начале XVII века жертвой насилия своего наставника, пережившей публичный суд и вынужденной бежать от людской молвы из Рима во Флоренцию. Последняя сделалась для нее местом и совершенствования ремесла (она стала первой женщиной, принятой в Академию искусств), и любви, и признания.
Рим и Флоренция явились отправными точками в экспозиции, где каждый раздел связан с местом жизни и работы художницы. За ними следуют Генуя, Венеция и Неаполь, в котором она работала до самой смерти, а также Лондон, где она вместе с отцом три года находилась при дворе Карла I, оставив во дворцах британской столицы несколько своих знаменитых шедевров, также прибывших сегодня на римскую выставку.