Великая сила традиции. Из года в год лишь на месяц и всегда только в январе, когда естественный свет не столь интенсивен, из фондов шотландской Национальной галереи извлекаются акварели Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775–1851).
И процедура эта неизменно повторяется уже более сотни лет, согласно тексту завещания лондонского коллекционера Генри Вогана, в 1899 году передавшего в дар музею в Эдинбурге значительный блок графики любимого британцами художника.
Рисунки — материал хрупкий и, как известно, не выносящий длительного пребывания на свету. Выходить на свет могут редко и ненадолго.
Тридцать восемь акварелей мастера романтического пейзажа, благодаря ограниченному экспонированию, смогли пронести через годы яркие светящиеся краски. Тем более что свет — это главное действующее лицо в работах английского мастера.
Собрание Вогана знакомит зрителя с произведениями, созданными Тёрнером во время его многочисленных путешествий по Европе (Италии, Шотландии, Уэльсу, Швейцарии, Голландии, Франции, Бельгии) — от ранних акварелей 1790-х годов до более поздних зарисовок 1830–40-х. Благодаря усилиям Тёрнера, в акварели достигшего той силы и выразительности, которая, как правило, присуща живописи маслом, эту графическую технику наконец признали мощным выразительным средством. Много внимания Тернер уделял туманам, эффектам атмосферного освещения, отражению в воде. И изображал не столько реальный город, сколько впечатления от него.
Избегая излишней детализации и создав новый тип пейзажа ощущений и эмоций, художник во многом предвосхитил идеи импрессионистов.