Выставка в Тель-Авивском музее искусств соединит два имени, относящихся к совсем разным эпохам, школам и художественным языкам: великого итальянского мастера XVIII столетия Джованни Баттисту Пиранези и современную японскую художницу Тихару Сиоту (1971).
Серия архитектурных фантазий «Воображаемые темницы» («Carceri d’Invenzione»), в которых Пиранези создавал странный мир, нагромождая гигантские здания, лестницы, лабиринты, мосты, напоминающий сон или чьи-то воспоминания, соединятся с миром Сиоты, столько же мистическим и далеким от внешней реальности.
Лестница у Пиранези и Сиоты одинаково является метафорой перехода в другую ипостась и, неустойчивая сама по себе, символом страха и неопределенности, траекторией, соединяющей прошлое с будущим. Но если бумажный архитектор, нанося штрихи в своих штудиях, использовал резец, иглу и перо, то японка неизменно прибегает к такому материалу, как пряжа, нити — черные, белые, цветные. Вещи под рукой Сиоты теряют функциональность, зато обретают художественную ценность и эмоциональную наполненность.
За этот акт освобождения от принципов классической живописи, за «рисунки в воздухе» ныне живущую в Берлине ученицу Марины Абрамович и Ребекки Хорн нередко называют «человеком-пауком». Кстати, с творчеством Сиоты московский зритель имел возможность познакомиться в 2008 году. Проектом «В тишине» она участвовала в 3-й Московской биеннале современного искусства. Затем в 2013 году ее «Скрещенья» показали в Манеже. На 56-й Венецианской биеннале современного искусства Тихару Сиота представляла Японию инсталляцией «Ключ в руке».