На торги Christie’s «Сюрреалистическое наследие: коллекция Фонда Эдварда Джеймса» 15 декабря в Лондоне будут выставлены более двадцати работ русского художника Павла Челищева, придумывавшего сюрреалистические сюжеты раньше самого Сальвадора Дали.

Об этом ARTANDHOUSES рассказала Сара Мэнсфилд, специалист по русскому искусству Christie’s: «На торгах Christie’s выставят выдающуюся подборку Челищева, в которую войдут двадцать шесть произведений — живопись и графика».

Родившийся в 1898 году под Калугой художник большую часть жизни провел за границей, в Париже и Америке, где и обрел признание и известность. В России он долгое время был забыт, и воскрешением памяти о нем мы в большой степени обязаны коллекционеру и владелице галереи «Наши художники» Наталии Курниковой, собиравшей работы Челищева и делавшей его первые выставки в Москве.

Во французской столице Челищев рисовал эскизы для дягилевских сезонов, был на ура принят художественной богемой (его страстной поклонницей была Гертруда Стайн), а перед войной вместе со своим любовником Чарльзом Генри Фордом, наследником немалого состояния, эмигрировал в США, где его мистические полотна стали по-настоящему поняты и приняты. Там они с Фордом и встретили эксцентричного англичанина Эдварда Джеймса, бонвивана, поэта и художника, прожигавшего крупное наследство с местной богемой, собиравшего искусство и особенно интересовавшегося сюрреализмом. Для Джеймса он создал много картин и зарисовок, часть которых уже продавалась на Christie’s в 1980-х годах. Тем не менее, даже несмотря на нынешнюю продажу блока работ, по словам Сары Мэнсфилд, «много первоклассных вещей Челищева в коллекции всё еще остается».

Хитом торгов должен стать «Концерт» (£250–350 тыс.), созданный художником для West Dean House, имения Джеймса, где сейчас базируется художественный колледж, созданный на базе Фонда. Мэнсфилд утверждает, что это самая важная из работ Челищева, появлявшаяся на аукционах за последние десять лет.

Есть в коллекции и другие примечательные произведения мастера, например апокалиптическая «Курица и человек» (£60–80 тыс.), крупноформатная гуашь «Глаз» (£30–50 тыс.), кубофутуристический сценический эскиз к постановке оперы «Савонарола» (£20–30 тыс.), портрет Чарльза Генри Форда, украшенный пайетками (£25–35 тыс.).

christies_pche

«Концерт»
1933

christies_paveltchelitchew4

«Курица и человек»
1934

christies_paveltchelitchew3

«Глаз»
1949

christies_paveltchelitchew2

Сценический эскиз к постановке оперы «Савонарола»
1922

christies_paveltchelitchew

«Портрет Чарльза Генри Форда»
1934

christies_paveltchelitchew5

«Портрет княжны Натальи Павловны Палей»
1937

christies_paveltchelitchew6

«Крыши Нью-Йорка»
1938

christies_paveltchelitchew7

«Рыбаки»
1935

christies_paveltchelitchew8

«Маслины»
1935

christies_paveltchelitchew9

«Птицы в полете»
1942

christies_paveltchelitchew10

«Дети, сражающиеся среди цветов / Детство Ленор»
1939

christies_paveltchelitchew11

«Сцена в пустыне с двумя фигурами»
1937