В Санкт-Петербурге только что завершился V Международный культурный форум, наметивший пути встречного движения классики и современного искусства. Традиционно работа велась по секциям, в том числе таким, как «Кино», «Театр», «Литература», «Музыка», «Цирк», «Креативная среда и урбанистика», «Изобразительное искусство». На форуме отметили 125-летие со дня рождения Сергея Прокофьева, а внук композитора британский диджей Габриэл Прокофьев провел воркшоп совместно с виолончелистом Борисом Андриановым.

В календаре многих, кто приехал в Петербург в эти дни, под пунктом must see значился визит в Эрмитаж, на персональную выставку бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты».

Присутствие интереса к современному искусству ощущалось на многих официальных площадках форума, в рамках которого в петербургском Центральном выставочном зале «Манеж» состоялся симпозиум «Современное искусство: специфика глобального культурного обмена». Представители Министерства культуры и РОСИЗО, уважаемые эксперты из столичных музеев горячо обсуждали вопросы, связанные с частными инициативами в области культуры, меценатством и созданием межмузейного депозитария, а также механизмы, способные превратить культурные проекты в самоокупаемые. На следующий день расширенный состав менеджеров культуры собрался уже в атриуме Главного штаба Эрмитажа на интеллектуальный марафон «Национальное и глобальное в современном искусстве», инициатива проведения которого исходила от Благотворительного фонда В. Потанина. Поводом к его проведению стал проект «Коллекция!», реализованный в сентябре и расширивший фонды Центра Жоржа Помпиду произведениями современного русского искусства.

Открывая дискуссию, Лариса Зелькова, президент Благотворительного фонда В. Потанина, очертила круг вопросов: «Наш фонд почти год занимался формированием коллекции современного русского искусства Центра Помпиду. Проект был для нас необычным, натолкнувшим на ряд непростых вопросов и ответов. Они являются темой нашей сегодняшней дискуссии. Где и как должно храниться национальное искусство? Правильно ли, когда собиратели русского искусства, меценаты, художники дарят свои произведения или коллекции не национальному музею, а предлагают их другим странам? Как нужно действовать, чтобы наше искусство ценилось в мире? Многие сегодня высказывают мнение, что национальные ценности можно вывозить только лишь на временные выставки. К счастью, наш проект поддержали многие. И я надеюсь, что в будущем вокруг этой коллекции сформируется центр изучения актуального русского искусства».

Пятичасовой марафонский забег прошел в форме сменяющихся друг друга выступлений, раскрывающих заданную тему с самых разных сторон. Участники, Михаил Пиотровский, Дмитрий Озерков, Марина Лошак, Зельфира Трегулова, Иван Чечот, Алиса Прудникова, Николя Луччи-Гутников, Ольга Свиблова, Василий Церетели, Семен Михайловский, Александр Боровский, Поль Дюжардан и другие российские и зарубежные искусствоведы, критики и кураторы обсудили судьбу национальных историй искусств, по-прежнему последовательно развивающихся в ситуации стремительной виртуализации и глобализации, охвативших мир. Интернациональная история искусств: существует ли она сегодня? Кем и зачем она создается? Насколько процесс создания национальных художественных школ совместим с теорией глобальной истории искусства? К каким ценностям должен обращаться художник — национальным или глобальным?

Марафон завершился презентацией «Истории русского искусства XX века», нового курса просветительского гуманитарного проекта Arzamas, где современным языком рассказывается история русского искусства за целое столетие — от модернистского проекта Бенуа и Дягилева до акционизма 1990-х годов.