Для выставки «Окраины красоты» Музей текстиля в голландском Тилбурге пригласил несколько известных дизайнеров и художников из Нидерландов. Кураторы попросили их сделать объекты одновременно притягивающие и отталкивающие, исследующие глубину восприятия зрителем произведения в целом и отдельных его фрагментов. Все они, бесспорно, отличаются невероятной визуальной красотой, но и настораживают при детальном изучении. Скульптуры из текстиля и интерактивные инсталляции для экспозиции сделали, например, Барт Хесс, дуэт Херинга/Ван Халсбек, Таня Смитс и Карин ван Дам.

Лит Херинга и Мартен ван Калсбек прославились живописными скульптурными инсталляциями из тканей, а для выставки вдохновлялись этнографической коллекцией музея. Их игривая скульптура-кокошник «Броня» состоит из металлического каркаса, украшенного цветастыми резиновыми крылышками, вырезанными лазером, перьями, яркими помпонами и разноцветными банками. Орнамент составлен по аналогии с традиционным китайским головным убором для невест. Кажущаяся совершенной и законченной лицевая часть убора нивелируется изнанкой с видимыми подтеками клея и другими «остатками производства».

Инсталляция Тани Сметс «Туманность и Мягкая машина» будто растет из стен и потолка в виде плесени и мха. Дизайнер добилась такого эффекта путем экспериментов с шерстью в местной лаборатории TextielLab с использованием лазерных и вязальных техник.

Художник, модельер и дизайнер Барт Хесс известен любовью к интерактиву, работой со сложными конструкциями, изменяющими пространство вокруг, и дружбой с Леди Гага, для которой он, например, создал движущуюся силиконовую массу-платье для видео Born This Way. Для выставки он сделал интерактивную «кожу» из волос и силикона, поющую, звенящую и реагирующую на движения зрителя.

Еще одну интерактивную инсталляцию подготовила и Карин ван Дам, вдохновившись красотой ядовитых медуз с яркими красными «глазами». Апокалиптичная скульптура из шерсти передвигается по залам музея.

textielmuseum19

Maarten van Kalsbeek
Photo: Heringa/Van Kalsbeek

textielmuseum15

Heringa/Van Kalsbeek
«Armor»
2015
Photo: Tommy de Lange commissioned by TextielMuseum

textielmuseum18

Heringa/Van Kalsbeek
«Armor»
back view
2015
Photo: Tommy de Lange commissioned by TextielMuseum

textielmuseum14

Tanja Smeets
Photo: Josefina Eikenaar/TextielMuseum

textielmuseum7

Tanja Smeets
«Nebula and the Soft Machine»
2015
Photo: Tommy de Lange commissioned by TextielMuseum

textielmuseum10_2

Tanja Smeets
«Nebula» | «Soft Machine»
detail
2015
Photo: Tommy de Lange commissioned by TextielMuseum

textielmuseum8

Bart Hess
Photo: Josefina Eikenaar/TextielMuseum

textielmuseum6

Bart Hess
«Veins2»
2015-2016
Photo: Josefina Eikenaar/TextielMuseum

textielmuseum3

Bart Hess
«Veins1″| «Spine»
2015-2016
Photo: Josefina Eikenaar/TextielMuseum

textielmuseum25_1

Karin van Dam
«The Polyp form of the Red Eye Medusa 2», 2013-2016 | «Traveling Cities anno 2014», 2014
Photo: Tom Haartsen

textielmuseum22

Nan Groot Antink
Photo: Josefina Eikenaar/TextielMuseum

textielmuseum20

Nan Groot Antink
«Fibers, Bindings and Dye Plants»
2015-2016
Photo: Josefina Eikenaar/TextielMuseum

textielmuseum21

Nan Groot Antink
«Fibers, Bindings and Dye Plants» 
2015-2016
Photo: Josefina Eikenaar/TextielMuseum