В минувшую пятницу во Владикавказе стартовал международный симпозиум «Аланика», который вот уже десятый раз проводит Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Световая инсталляция «Иллюзии», пожалуй, один из самых визуальных, ярких проектов нынешней «Аланики». Ее автор — Сабина Шихлинская, известная художница из Баку, работающая в сфере современного концептуального и мультимедийного искусства, куратор Азербайджанского павильона на 52-й Венецианской биеннале.

Талантливый живописец, получившая академическое образование в Мухинском училище, Шихлинская однажды поняла, что будет заниматься только проектами, исключающими очевидную коммерческую составляющую: паблик-артом, ленд-артом, видеоинсталляциями. Увлекшись тем, что называется «мобильность в искусстве», художница стала много путешествовать, работать в арт-резиденциях по всему миру.

art_alanica

В 2010 году Сабина Шихлинская курировала международную выставку видео-арта «Openly» — «To Be a Woman» в Стамбуле.

Последнее время для собственных высказываний азербайджанская художница использует неон, материал, привлекающий потребителя световыми эффектами и традиционно эксплуатируемый современной рекламой. Неон — газ, нечто иллюзорное, не дающее тепла. Эта смысловая и образная метафора как раз заложена в основу проекта «Иллюзии», состоящего из семи частей, исследующих важнейшие аспекты мироощущения человека: «Власть», «Слава», «Свобода», «Выбор», «Счастье», «Горизонты», «Природа».

Для воплощения «Иллюзий» в жизнь Шихлинская ищет необычные площадки. В Грузии ее заинтересовало разрушенное помещение бывшей теплоэлектростанции. Во Владикавказе — архитектурный памятник, старая персидская мечеть, где в советские годы работал планетарий. Попадающий под своды этого медитативного пространства зритель зритель сразу оказывается перед выбором: «to have» или «to be» («иметь» или «быть»). Золотая рыбка проплывает мимо изображений говорящих ртов, пустой контур птички освещает клетку — неоновый трон, готовый исчезнуть в одночасье… И Шихлинская своим проектом ищет ответ на этот вопрос. Светящиеся же буквы иллюстрируют размышления психолога и философа Эриха Фромма о том, как в начале промышленной эры человечество надеялось, что неограниченное производство приведет к неограниченному потреблению, но в итоге всё свелось к тому, что общество стало сугубо материалистичным. И девяносто пять процентов населения хочет «иметь», а не «быть».art_alanica3

art_alanica21

art_alanica4

art_alanica5

art_alanica18

art_alanica6

art_alanica7

art_alanica9

art_alanica22

art_alanica12

art_alanica14

art_alanica20