Это будет первый в России показ работ классика портретной живописи, популярного в Америке и Европе, особенно во Флоренции и Париже. Джованни Джусто Филиппо Мария Больдини (1842–1931) журнал «Тайм» как-то, и не без оснований, удостоил звания «мастера шика». Он родился в Ферраре и был восьмым из тринадцати детей художника Антонио Больдини, мастера религиозной живописи. Поэтому не удивительно, что первыми опытами Джованни стали копии с работ мастеров итальянского Ренессанса, которые он привык наблюдать с младенчества. Признание пришло к художнику довольно рано: ему еще не было и двадцати, а он уже считался неплохим портретистом, постепенно обрастающим местными заказами. Больдини однако успехами в живописи не удовлетворился, пытаясь пробовать себя в военном деле. Но тут его постигло фиаско: по причине низкого роста, всего 1 м 54 см, юношу из армии комиссовали. Ничего не оставалось, как отправиться во Флоренцию учиться живописи. Окончив Академию, художник много путешествовал. В Париже во время Всемирной выставки Больдини знакомится с Эдуаром Мане, Альфредом Сислеем, Эдгаром Дега. Но вся его творческая деятельность шла параллельно радикальным поискам современников, импрессионистов и авангардистов. У феррарца было свое представление о красоте и искусстве, которое принято называть салонным.

giovanni_boldini3

«Автопортрет с картиной в руках»
около 1865
© Галерея современного искусства, Галереи Уффици, Флоренция

Больдини слыл непревзойденным виртуозом светского портрета, неожиданных композиций, смелых цветов, сумрачных интерьеров, передачи движения, вечно шумного и веселящегося бала-маскарада. Его мастерскому умению изображать летящие подолы женских платьев до сих подражают живописцы. Буквально стояли очереди из желающих иметь портрет кисти «маленького итальянца». Ну как тут невольно не провести параллель с Валентином Серовым, выдающимся русским портретистом?

Больдини «опортретил» Джузеппе Верди, Сару Бернар, Анри Тулуз-Лотрека, Джона Сарджента, Марселя Пруста, графа Робера де Монтескью, маркизу Луизу Казати и прочих ярких и не очень представителей Belle Époque, времени расцвета европейской культуры между 1890 и 1914 годами.

Уже после смерти художника в 1932 году в рамках Венецианской биеннале прошла его первая персональная выставка, а через год в Нью-Йорке была организована ретроспектива. Сегодня цены на работы Больдини зашкаливают. В 2011 году Christie’s продал портрет Марты Ренье кисти мастера за $1 874 500.

Экспозиция в Эрмитаже (куратор Наталья Демина) объединит произведения художника из семи музеев Италии, в том числе Галереи Уффици, Галереи современного искусства Рима, музеев Пармы, Барлетты, Павии и Тревизо, и, разумеется, Музея Джованни Больдини в Ферраре.

Произведения Больдини покажут в обрамлении работ художников его круга, Кристиано Банти, Торелло Анчиллотти, Паоло Трубецкого и др.

giovanni-boldini

«Фейерверк»
oколо 1890
© Музей Джованни Больдини, Феррара

giovanni_boldini7

«Женщина в белом»
1902
© Галерея современного искусства (собрание Комодато Гальярдини), Галереи Уффици, Флоренция

giovanni_boldini8

«Дама в розовом» (Портрет Оливии де Суберказо Конча)
1916
© Музей Джованни Больдини, Феррара

giovanni-boldini7

«Автопортрет»
1892
© Галереи Уффици, Флоренция

«Выход с бала-маскарада»
© Музей Джованни Больдини, Феррара

giovanni_boldini16

«Певица»
oколо 1884
© Собрание Фонда Карифе; Музей Джованни Больдини, Феррара (на временном хранении)

giovanni_boldini12

«Рука и цветочная ваза»
oколо 1910
© Музей Джованни Больдини, Феррара

«Уголок спальни художника с бюстом кардинала де Медичи»
oколо 1899
© Музей Джованни Больдини, Феррара

giovanni_boldini9

Витторио Коркос
«Мечты»
1896
© Национальная галерея современного искусства, Рим