В Женеве 16 ноября пройдут традиционные крупные ювелирные торги Sotheby’s. Одним из топ-лотов на них станет бриллиантовый чокер, принадлежавший русской царской семье и, возможно, самой Екатерине II. Он был продан большевиками после революции лондонскому антиквару, о чем есть документальные свидетельства. Оказалось, что оцененное в $3–5 млн колье с русским провенансом не единственное, что интересует российских покупателей. О том, как наши соотечественники коллекционируют драгоценности, в какие произведения высокого ювелирного искусства выгодно вкладывать, ARTANDHOUSES рассказала Даниэла Машетти, историк и старший международный директор по ювелирному искусству Sotheby’s.

Насколько русские коллекционеры антикварных драгоценностей активны сегодня на торгах Sotheby’s и вообще на ювелирном рынке?

У нас в Sotheby’s покупатели из России очень хорошо представлены по всем направлениям, не только на торгах, посвященных драгоценностям. Одновременно мы видим рост активности русских клиентов и как продавцов, так что движение идет двустороннее.

"Imperial Russian Choker" вторая половина XVIII века

«Imperial Russian Choker»
вторая половина XVIII века

Когда русские покупатели стали проявлять активность на ювелирных торгах Sotheby’s?

Их участие стало заметно примерно десять лет назад. Сначала у русских клиентов превалировало стремление покупать очень дорогие и «богатые» произведения именно современных ювелиров. Вторичное владение, если так можно выразиться, не очень импонировало русским покупателям. Но по мере того, как русские участники рынка стали более опытными, они постепенно встроились в тренд и стали покупать старые украшения Cartier или Van Cleef & Arpels.

Когда речь идет о продажах живописи на аукционах, то иногда используется понятие «русский вкус» — это значит, что какие-то картины будут с большой вероятностью куплены именно русскими. Существует ли такой же «русский вкус» (определенный стиль, камни) на торгах драгоценностями?

Сейчас, к счастью, этого сказать нельзя, но первое время — да, это было заметно. Русские клиенты покупали всё большое, яркое, бросающееся в глаза: у Cartier — это орхидеи, животные (обязательно больших размеров, крупнее, чем первоначальные модели). И, конечно, ожерелья от Graff. Были два главных имени: Graff (если речь идет именно о камнях) и Cartier (если это ювелирная составляющая).

Сегодня вкусы русских клиентов очень индивидуальны, и они стремятся заполучить на рынке что-то сложное, редкое. Конечно, у них очень популярны произведения Cartier 1920-х годов, хотя вряд ли вообще кто-то скажет, что ему не нравится этот период дома. Но вот на нашей предаукционной выставке я бы обязательно обратила внимание на работы фирмы Lalique, они изящные, хрупкие, нежные — совершенно уникальные и поэтому ценные.

René Lalique
Ожерелье «Юпитер и коза Амальтея» со стеклярусом, сапфиром и эмалью
около 1905

Известно ли вам о существовании крупных ювелирных коллекций в России — когда драгоценности приобретаются не как украшения, а как произведения искусства?

Нет, потому что еще мало времени прошло с момента начала покупок. Россия долгие годы была отрезана от «ювелирного мира», от глобального рынка коллекционирования. Такой истории коллекционирования, как в Европе, когда три-четыре поколения одной семьи собирают коллекцию, в России пока нет. Но я уже знаю нескольких наших клиентов в России, которые действуют в этом направлении и начали покупать действительно интересные произведения, которые могут положить начало коллекциям. Эти потенциальные коллекции очень разнообразны по содержанию и скорее отражают вкус женщин-владелиц, а не академичный, научный подход к эпохе, типу камней и т. д.

У многих наших клиентов из других стран есть очень впечатляющие коллекции драгоценностей, но мы не можем называть имена владельцев, поскольку, принимая решение участвовать в торгах Sotheby’s, клиенты предпочитают сохранять анонимность — и мы уважаем это их желание.

Часто отмечают, что коллекционеры любят покупать «свое» искусство — американцы ищут американское, китайцы — китайское. Как с этим обстоит в разделе ювелирного искусства? Ищут ли русские старые русские драгоценности?

Да, но подобного в ювелирном искусстве гораздо меньше, чем, например, в живописи. У нас не часто появляются драгоценности русского происхождения, и я очень надеюсь на интерес к ювелирным произведениям с русским провенансом, которые будут на торгах в Женеве.

Jean Schlumberger
Бриллиантовое ожерелье «Жасмин»
1973

Сейчас отмечается, что на торгах живописью активность русских коллекционеров снизилась. А что происходит на «ювелирных» торгах?

Сложно сказать, поскольку рынок живописи гораздо лучше ощущает динамику цен, на нем легче увидеть тренды. На нашем «ювелирном» направлении российские клиенты растворяются среди международной массы покупателей. В этом сегменте рынка всё более перемешано. Но мое личное ощущение такое — коллекционер может в какой-то момент подумать, что у него на стенах висит достаточно картин, но никогда женщина не скажет: «Хватит, у меня уже достаточно украшений».

Как бы вы оценили ситуацию на мировом рынке ювелирных произведений? Сегодня покупают больше или меньше? Есть ли спад, как в других сегментах рынка искусства?

Тут можно сказать коротко — рост и только рост.

René Boivin
Браслет с кристалами и бриллиантами
около 1934

Покупка антикварных ювелирных изделий — это хорошая инвестиция?

Сейчас ни Chaumet, ни Cartier не выпускают работы такого суперкачества, как их же произведения 1910–1920-х годов (и, возможно, до 1960-х годов). Когда на рынке драгоценностей всё стало определяться раскрученностью бренда, то для меня это стало началом конца ювелирного искусства. Так что старые драгоценности — это, безусловно, прекрасное вложение денег.

Преимущество ювелирных изделий как инвестиции еще и в сочетании высокой цены и компактности, удобства и транспортабельности. Во время кризиса (вспомните любые исторические потрясения), если вам нужны деньги, бриллианты всегда можно продать или обменять на буханку хлеба. А вот картину Пикассо не всегда.

Зажим с изумрудами и бриллиантами 1930

Cartier
Зажим с изумрудами и бриллиантами
1930

Какой совет вы можете дать покупателям антикварных драгоценностей?

Если бы мне задали вопрос, что нужно покупать, то я бы сказала: покупайте прежде всего то, что вам нравится, не слушайте чьих-то советов. Во-вторых, покупайте то, что несет на себе подпись, печать, клеймо — подписные вещи знаменитых ювелиров. В-третьих, смотрите на качество, потому что даже крупные ювелиры иногда позволяли себе работать спустя рукава, пользуясь известностью своего имени, своей фирмы. И дальше — немного умерьте свои аппетиты, сообразно своим возможностям. Идите на компромисс по деньгам, но не по качеству.