С 20 по 23 октября в парижском дворце Grand Palais проходит ярмарка современного искусства FIAC, открывшаяся через пару недель после другой ведущей европейской ярмарки Frieze в Лондоне. В прошлом году оба смотра проходили друг за другом, что было удобно для коллекционеров, но не слишком устраивало дилеров. Если любители современного искусства ничего не присматривали в Лондоне, то сразу за работой-мечтой отправлялись в Париж, благо экспресс под Ла-Маншем мог домчать их туда за считанные часы. А вот галеристам приходилось работать без сна и отдыха, перемещаясь вместе со стендами с острова на материк. В этом сезоне Frieze решил дать им время на отдых, и установил более ранние даты проведения в начале октября.
Обе ярмарки в этом году проходят в спокойной атмосфере – давки на профессиональном превью не было в Лондоне, нет и в Париже. Тем не менее, британские арт-дилеры в один голос говорят, что всегда приезжают в Париж как на отдых: нет такой гонки между аукционами, ярмаркой, галереями и музеями, какую устраивают лондонцы во время проведения Frieze. В Париже все проходит неспешно, элегантно и органично.
Главной арт-темой Парижа, во время профессионального превью ярмарки 19 октября, как ни странно, стал не сам FIAC, а открытие выставки «Not Afraid of Love» Маурицио Каттелана в Монетном дворе (Monnaie de Paris). Знаковые работы художника, которые все арт-лаверс видели уже много раз, были экспонированы в невероятной красоты дворце на набережной Сены, с красным ковром, позолотой и шикарными хрустальными люстрами, что позволяло по новому взглянуть на произведения международного любимца.
Другой захватившей внимание коллекционеров и профессионалов темой стала выставка классиков современного искусства в галерее Thaddaeus Ropac, где на одном этаже выставили легендарную «Сушилку для бутылок» Марселя Дюшана, а на двух других — работы Роберта Раушенберга. И не удивительно — все-таки столетие дадаизма и самого дюшановского объекта.
Все это, конечно, отвлекающие от ярмарки факторы и их в Париже довольно много. Среди них — и открывшаяся выставка Карла Андре, и выставки перформансистов и художников Евы и Адель, и несколько параллельных ярмарок. И, конечно, открытие коллекции Щукина в Фонде Louis Vuitton, ради которого в Париж прибыло немало русских гостей.
Но главным поводом арт-паломничества в Париж все же является FIAC. И со всех сторон так и слышится, что FIAC становится все лучше и лучше, интереснее и интереснее. Здесь стало появляться очень много свежих работ, даже созданных в этом году. Смотришь, например, на экспликации возле снимков Томаса Руффа и Кандиды Хёфер, и видишь: 2016 год. Небольшая работа Руффа в галерее Mai 36 из Цюриха обойдется в €15 000.
В Galerie Templon, которая празднует в этом году свое 50-летие, можно приобрести светящийся объект модного чилийца Ивана Наварро «Silent Listen» за $180 000, также созданный в этом году, или найти его же небольшие работы за $65 000. Здесь же найдутся и свежие домашнего формата плетенные из тысяч нитей работы Тихару Сиоты, которая продолжает набирать популярность после выставки в павильоне Японии на последней Венецианской биеннале и недавнего сотрудничества с Gucci.
Галерея Simon Lee в Париже не стала делать моно-стенды, как в Лондоне, но зато снова привезла пользующегося огромной популярностью Ханса-Петера Фельдманна, выставка которого сейчас проходит в пространстве парижского универмага Galeries Lafayette. Правда, юмористических картин, которые выставлялись в Лондоне, парижанам не досталось, но золотые туфли, усыпанные острыми кнопками, по €15 000 без внимания не оставались.
Галерея 303 из Нью-Йорка на этот раз, наоборот, вовсе обошлась без работ Фельдманна, а сделала ставку на одного художника: стенд посвятили абстракциям на зеркалах американца Ника Маусса.
Галерея Gladstone привезла большую и очень выразительную работу итальянского классика Миммо Ротеллы, который создавал так называемые де-коллажи из рекламных плакатов фильмов, давая им новую жизнь и смыслы. Произведение из постеров с девушками и флагов разных стран на двух аллюминиевых пластинах стоит €450 000.
Знаменитая лондонская White Cube представила несколько работ немецкой легенды Георга Базелица из той же серии, что были выставлены на Frieze, — видимо для тех, кто не решился купить в Лондоне.
На стенде галереи Thaddaeus Ropac в Grand Palais можно приобрести работы Роберта Лонго, выставка которого проходит сейчас в московском «Гараже». В Peres Project из Берлина — новые работы художника и музыканта Марка Флуда – объекты, обклеенные постерами с Джастином Бибером и One Direction и страницами cо статьями о них из желтой прессы.
Крупнейшая Lisson Gallery выставила небольшие скульптуры Аниша Капура и компьютерные зарисовки Кори Аркангела, но главным их хитом стала работа «Натали» Джулиена Опи — схематичное изображение человека из алюминия. В окружении работ меланхоличных скульптур Ли Уфана и Тони Крэгга она смотрится необычайно свежо и просто притягивает публику. Если захочется взять «Натали» домой, то придется выложить €50 000.
В этом году организаторы FIAC решили сделать и свой небольшой проект типа Unlimited, популярной секции ярмарки Art Basel, где выставляют монументальные произведения. Его разместили в Petit Palais и назвали On Site. Здесь можно полюбоваться на работы Барри Фланагана, Яна Фабра, Дэмиена Херста, Янниса Куннелиса и многих других. Более того, объекты даже «вышли» из малого дворца, и часть из них расположилась на авеню Уинстона Черчилля неподалеку.
Впрочем, уличным паблик-артом вокруг места проведения ярмарки дело не ограничилось. Традиционно FIAC устраивает показы скульптуры в парижских общественных пространствах в программе Hors les murs. Так, на Вандомской площади «выросли» знаменитые деревья скульптора Уго Рондиноне, другие арт-объекты разместились в саду Тюильри и Музее Делакруа.
Несмотря на расслабленную атмосферу, а может, наоборот, благодаря ей, FIAC оттягивает у лондонского Frieze все больше внимания на себя. Пока сложно понять, где же искать лучшие работы — сразу покупать в Лондоне на Frieze или терпеть до парижского смотра. Но уже точно можно сказать, что во французскую столицу галеристы не везут британские «остатки», а делают подборки новых и не менее сильных работ. Возможно вскоре галеристы и вовсе начнут припасать лучшие работы для FIAC, ведь здесь не нужно конкурировать за внимание коллекционеров с аукционными домами. Здесь покупательское внимание сосредоточено на ярмарке, а развлекательные мероприятия в музеях и галереях призваны расслабить и ободрить публику, вдохновлять на новые и новые траты.