С 20 по 23 октября в парижском дворце Grand Palais проходит ярмарка современного искусства FIAC, открывшаяся через пару недель после другой ведущей европейской ярмарки Frieze в Лондоне. В прошлом году оба смотра проходили друг за другом, что было удобно для коллекционеров, но не слишком устраивало дилеров. Если любители современного искусства ничего не присматривали в Лондоне, то сразу за работой-мечтой отправлялись в Париж, благо экспресс под Ла-Маншем мог домчать их туда за считанные часы. А вот галеристам приходилось работать без сна и отдыха, перемещаясь вместе со стендами с острова на материк. В этом сезоне Frieze решил дать им время на отдых, и установил более ранние даты проведения в начале октября.

Обе ярмарки в этом году проходят в спокойной атмосфере – давки на профессиональном превью не было в Лондоне, нет и в Париже. Тем не менее, британские арт-дилеры в один голос говорят, что всегда приезжают в Париж как на отдых: нет такой гонки между аукционами, ярмаркой, галереями и музеями, какую устраивают лондонцы во время проведения Frieze. В Париже все проходит неспешно, элегантно и органично.

Главной арт-темой Парижа, во время профессионального превью ярмарки 19 октября, как ни странно, стал не сам FIAC, а открытие выставки «Not Afraid of Love» Маурицио Каттелана в Монетном дворе (Monnaie de Paris). Знаковые работы художника, которые все арт-лаверс видели уже много раз, были экспонированы в невероятной красоты дворце на набережной Сены, с красным ковром, позолотой и шикарными хрустальными люстрами, что позволяло по новому взглянуть на произведения международного любимца.

maurizio_cattelan5

Maurizio Cattelan
«La Nona Ora»
1999
Photo Zeno Zotti
Courtesy Maurizio Cattelan’s Archive

Другой захватившей внимание коллекционеров и профессионалов темой стала выставка классиков современного искусства в галерее Thaddaeus Ropac, где на одном этаже выставили легендарную «Сушилку для бутылок» Марселя Дюшана, а на двух других — работы Роберта Раушенберга. И не удивительно — все-таки столетие дадаизма и самого дюшановского объекта.

fiac_raushenburg_2

Robert Rauschenberg
«Moat (Salvage)»
1984
Courtesy Robert Rauschenberg Fondation and Galerie Thaddaeus Ropac
© Robert Rauschenberg Foundation / VAGA / ADAGP
Photo © Ulrich Ghezzi

Все это, конечно, отвлекающие от ярмарки факторы и их в Париже довольно много. Среди них — и открывшаяся выставка Карла Андре, и выставки перформансистов и художников Евы и Адель, и несколько параллельных ярмарок. И, конечно, открытие коллекции Щукина в Фонде Louis Vuitton, ради которого в Париж прибыло немало русских гостей.

Но главным поводом арт-паломничества в Париж все же является FIAC. И со всех сторон так и слышится, что FIAC становится все лучше и лучше, интереснее и интереснее. Здесь стало появляться очень много свежих работ, даже созданных в этом году. Смотришь, например, на экспликации возле снимков Томаса Руффа и Кандиды Хёфер, и видишь: 2016 год. Небольшая работа Руффа в галерее Mai 36 из Цюриха обойдется в €15 000.

fiac_ii_15

Candida Höfer
Neuer Stahlhof Düsseldorf V
2016
© Candida Höfer, Köln / VG Bild-Kunst, Bonn Represented by:Thomas Zander

В Galerie Templon, которая празднует в этом году свое 50-летие, можно приобрести светящийся объект модного чилийца Ивана Наварро «Silent Listen» за $180 000, также созданный в этом году, или найти его же небольшие работы за $65 000. Здесь же найдутся и свежие домашнего формата плетенные из тысяч нитей работы Тихару Сиоты, которая продолжает набирать популярность после выставки в павильоне Японии на последней Венецианской биеннале и недавнего сотрудничества с Gucci.

fiac_ii_18

Iván Navarro
«Silent Listen»
2016
Courtesy Galerie Daniel Templon, Paris et Bruxelles
Represented by:Daniel Templon

Галерея Simon Lee в Париже не стала делать моно-стенды, как в Лондоне, но зато снова привезла пользующегося огромной популярностью Ханса-Петера Фельдманна, выставка которого сейчас проходит в пространстве парижского универмага Galeries Lafayette. Правда, юмористических картин, которые выставлялись в Лондоне, парижанам не досталось, но золотые туфли, усыпанные острыми кнопками, по €15 000 без внимания не оставались.

Галерея 303 из Нью-Йорка на этот раз, наоборот, вовсе обошлась без работ Фельдманна, а сделала ставку на одного художника: стенд посвятили абстракциям на зеркалах американца Ника Маусса.

Nick Mauss "Redirect" 2016 Nick Mauss courtesy 303 Gallery, New York

Nick Mauss
«Redirect»
2016
Nick Mauss courtesy 303 Gallery, New York

Галерея Gladstone привезла большую и очень выразительную работу итальянского классика Миммо Ротеллы, который создавал так называемые де-коллажи из рекламных плакатов фильмов, давая им новую жизнь и смыслы. Произведение из постеров с девушками и флагов разных стран на двух аллюминиевых пластинах стоит €450 000.

Знаменитая лондонская White Cube представила несколько работ немецкой легенды Георга Базелица из той же серии, что были выставлены на Frieze, — видимо для тех, кто не решился купить в Лондоне.

На стенде галереи Thaddaeus Ropac в Grand Palais можно приобрести работы Роберта Лонго, выставка которого проходит сейчас в московском «Гараже». В Peres Project из Берлина — новые работы художника и музыканта Марка Флуда – объекты, обклеенные постерами с Джастином Бибером и One Direction и страницами cо статьями о них из желтой прессы.

fiac_ii_17

Robert Longo
Untitled (X-Ray Detail of Head of Christ, c.1655, After Rembrandt)
2016
Courtesy of the artist & Galerie Thaddaeus Ropac, Paris/Salzburg
Represented by:Thaddaeus Ropac

Крупнейшая Lisson Gallery выставила небольшие скульптуры Аниша Капура и компьютерные зарисовки Кори Аркангела, но главным их хитом стала работа «Натали» Джулиена Опи — схематичное изображение человека из алюминия. В окружении работ меланхоличных скульптур Ли Уфана и Тони Крэгга она смотрится необычайно свежо и просто притягивает публику. Если захочется взять «Натали» домой, то придется выложить €50 000.

В этом году организаторы FIAC решили сделать и свой небольшой проект типа Unlimited, популярной секции ярмарки Art Basel, где выставляют монументальные произведения. Его разместили в Petit Palais и назвали On Site. Здесь можно полюбоваться на работы Барри Фланагана, Яна Фабра, Дэмиена Херста, Янниса Куннелиса и многих других. Более того, объекты даже «вышли» из малого дворца, и часть из них расположилась на авеню Уинстона Черчилля неподалеку.

fiac_ii_8

Barry Flanagan
© The Estate of Barry Flanagan, 2016, Image courtesy Waddington Custot Galleries
Photo Marc Domage

fiac_ii_10

Jan Fabre
«L’astronaute qui dirige la mer»
2006
Courtesy Galerie Daniel Templon, Paris/Brussels
Photo Marc Domage

fiac_ii_7

Damien Hirst
«Anatomy of an Angel»
2008
© Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved, DACS 2016
Photo © White Cube (Prudence Cuming Associates Ltd)

fiac_ii_6

Jannis Kounellis
Untitled
1993 – 1994
© Jannis Kounellis courtesy Galerie Lelong Paris

fiac_ii_9

Lee Ufan
«Relatum»
2016
Photo Marc Domage. Jack Hems Courtesy the artist and kamel mennour, Paris

fiac_ii_21

Not Vital
«Heads»
2014
Photo Marc Domage. Courtesy Galerie Thaddaeus Ropac, Paris — Salzburg

fiac_ii_19

Caroline Mesquita
«Cream Sacrifice»
2016
Courtesy of the artist and carlier | gebauer
Photo Ruth Clark

fiac_ii_20

Yoshitomo Nara
Courtesy of the artist
Photo Marc Domage

Впрочем, уличным паблик-артом вокруг места проведения ярмарки дело не ограничилось. Традиционно FIAC устраивает показы скульптуры в парижских общественных пространствах в программе Hors les murs. Так, на Вандомской площади «выросли» знаменитые деревья скульптора Уго Рондиноне, другие арт-объекты разместились в саду Тюильри и Музее Делакруа.

fiac_ii_3

Ugo Rondinone
«Spring moon»
2011
© the artist. Courtesy Galerie Eva Presenhuber, Zürich;
Barbara Gladstone Gallery, New York / Brussels; Sadie Coles HQ, London;
Galerie Esther Schipper, Berlin and Gallery Kukje, Seoul

fiac_ii_5

Ugo Rondinone
«Spring moon»
2011
© the artist. Courtesy Galerie Eva Presenhuber, Zürich;
Barbara Gladstone Gallery, New York / Brussels; Sadie Coles HQ, London;
Galerie Esther Schipper, Berlin and Gallery Kukje, Seoul

fiac_ii

Vincent Mauger
«Les injonctions paradoxales»
2016
Courtesy Vincent Mauger et Galerie Bertrand Grimont
Photo Marc Domage

fiac_ii_4

Ron Arad
«The Armadillo Tea Pavilion»
© Revolution precrafted

Несмотря на расслабленную атмосферу, а может, наоборот, благодаря ей, FIAC оттягивает у лондонского Frieze все больше внимания на себя. Пока сложно понять, где же искать лучшие работы — сразу покупать в Лондоне на Frieze или терпеть до парижского смотра. Но уже точно можно сказать, что во французскую столицу галеристы не везут британские «остатки», а делают подборки новых и не менее сильных работ. Возможно вскоре галеристы и вовсе начнут припасать лучшие работы для FIAC, ведь здесь не нужно конкурировать за внимание коллекционеров с аукционными домами. Здесь покупательское внимание сосредоточено на ярмарке, а развлекательные мероприятия в музеях и галереях призваны расслабить и ободрить публику, вдохновлять на новые и новые траты.