Это первая в России ретроспектива одного из самых известных сегодня художников, неутомимых экспериментаторов и скандальных театральных режиссеров фламандца Ян Фабра.
Она организована в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» и под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума (пройдет в декабре 2016 года). Двести экспонатов, многие из которых Фабр создал специально для выставки «Рыцарь отчаяния — воин красоты», вступят в диалог с шедеврами постоянной экспозиции Эрмитажа. Художник уже однажды прибегал к подобному жанру «интервенции» в залах фламандской и голландской живописи Лувра.
Уроженец Антверпена считает себя продолжателем творческих поисков Питера Пауля Рубенса и Якоба Йорданса, а на каждой пресс-конференции не устает напоминать аудитории о том, что такой маленький народ, как фламандцы вообще-то придумали живопись маслом.
Кроме этого, Фабр не забывает в творчестве и о собственных предках. Внук энтомолога, писателя, офицера Ордена Почетного легиона Жана Анри Фабра в работах использует эстетику животного мира — переливающиеся крылья и панцири жуков (один из залов Королевского дворца Брюсселя Фабр оформил с использованием этого материала), рога, скелеты и чучела и прочую «таксидермию». Прибегая к самых разным медиа, художественным языкам и провокационным перформансам, Фабр пытается громко, осязаемо и просто рассуждать о жизни и смерти, о природе жестокости, присущей не только животному, но и человеческому миру. Кажется, будто Фабр несет личную ответственность за все ужасы колонизации Конго Бельгией в XIX веке.
В экспозицию вошло восемь видео, в том числе фильм-перформанс, снятый в Зимнем дворце с участием художника в июне 2016 года.
После столь масштабной выставки познакомившийся с творчеством художника российский зритель имеет шанс надеяться на то, что сюда наконец доедет и пережившая оглушительный успех в Европе «Гора Олимп» — поставленный бельгийским режиссером спектакль-марафон, длящийся 24 часа. Ибо интерес к нему уже изрядно подогрет.