Когда музей посвящен определенному персонажу, кураторы стремятся наиболее широко и объемно представить все грани его творчества. Показывать творения своего хедлайнера в обрамлении работ современников и единомышленников — популярный сегодня формат временных выставок.
Хедлайнером музея Мармоттан выступает Клод Моне. В бывшем охотничьем доме герцога де Вальми на краю Булонского леса, в 1882 году доставшемся промышленнику Жюлю Мармоттану, хранится одна из самых авторитетных коллекций выдающегося французского живописца: сто восемьдесят полотен Моне и тридцать произведений его друзей — Дега, Писсарро, Кайботта в придачу.
С 1980 года музей стал называться Мармоттан-Моне. А через пять лет был ограблен. Полиция охотилась за девятью вещами, в том числе знаменитой картиной «Впечатление. Восходящее солнце» Моне. Через пять лет шедевры обнаружились на Корсике и вернулись в родные стены.

Claude Monet
«Impression, Sunrise»
1872
Paris, Musée Marmottan Monet © Christian Baraja
Сегодня в Париже открылось множество любопытных выставок, и «Ходлер, Мунк, Моне. Изображать невозможное» одна из них. Почему, спрашивается, решили объединить именно эти три имени? Казалось бы, швейцарец Фердинанд Ходлер (1853–1918), француз Клод Моне (1840–1926) и норвежец Эдвард Мунк (1863–1944) никогда не встречались. Но Ходлер и Мунк, без сомнения, анализировали творчество Моне.
История искусств разметала этих художников по разных секциям, классифицировав Ходлера как постимпрессиониста, Мунка как символиста, Моне как импрессиониста. Выставка стремится показать, сколь много общего в произведениях этих современников, пусть и принадлежавших к разным поколениям.
Моне написал однажды: «Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет». Именно в новаторском изображении природы нашлись параллели творческих высказываний трех художников-визионеров, чьи имена заявлены в названии.
И все трое были неутомимыми путешественниками: Ходлер исследовал альпийские ледники, Мунк постоянно курсировал между севером и югом Европы, а Моне побывал в Норвегии. Все трое писали снег, ослепляющий белизной, горные вершины, восходы и закаты солнца, движение воды. Вокруг этих сюжетов и построена экспозиция, показывающая по двадцать работ каждого художника, привезенных во Францию из музея Мунка в Осло и ряда швейцарских музейных и частных собраний.

Claude Monet
«The Thaw at Vetheuil»
1880
Madrid, Museo Thyssen-Bornemisza © Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid

Claude Monet
«The Valley of Sasso, Sunshine»
1884
Paris, Musée Marmottan Monet © The Bridgeman Art Library

Claude Monet
«Mount Kolsaas»
1895
Paris, Musée Marmottan Monet © The Bridgeman Art Library

Claude Monet
«Houses in the Snow, Norway»
1895
Paris, Musée Marmottan Monet © The Bridgeman Art Library

Ferdinand Hodler
«The Courageous Woman»
1886
Bâle, Kunstmuseum © Kunstmuseum Basel, Martin P. Bühler

Ferdinand Hodler
«Lake Thun with mountain chain Stockhorn»
1904
Collection Christoph Blocher

Ferdinand Hodler
«Lake Geneva from Chexbres»
1904-1905
Winterthour, Fondation pour l’art, la culture et l’histoire
© Institut suisse pour l’histoire de l’art, Zurich

Ferdinand Hodler
«The Monk With Clouds»
1911
Suisse, collection particulière

Edvard Munch
«The Sun »
1912
Oslo, Munchmuseet / Photo © Munch Museum

Edvard Munch
«Snow Falling in the Lane»
1906
Oslo, Munchmuseet / Photo © Munch Museum

Edvard Munch
«Starry Night»
1922-1924
Oslo, Munchmuseet / Photo © Munch Museum

Edvard Munch
«Rain»
1902
Oslo, Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design / Photo © Børre Høstland

Edvard Munch
«Two Human Beings (The Lonely Ones)»
1933-1935
Oslo, Munchmuseet / Photo © Munch Museum