Когда музей посвящен определенному персонажу, кураторы стремятся наиболее широко и объемно представить все грани его творчества. Показывать творения своего хедлайнера в обрамлении работ современников и единомышленников — популярный сегодня формат временных выставок.

Хедлайнером музея Мармоттан выступает Клод Моне. В бывшем охотничьем доме герцога де Вальми на краю Булонского леса, в 1882 году доставшемся промышленнику Жюлю Мармоттану, хранится одна из самых авторитетных коллекций выдающегося французского живописца: сто восемьдесят полотен Моне и тридцать произведений его друзей — Дега, Писсарро, Кайботта в придачу.

С 1980 года музей стал называться Мармоттан-Моне. А через пять лет был ограблен. Полиция охотилась за девятью вещами, в том числе знаменитой картиной «Впечатление. Восходящее солнце» Моне. Через пять лет шедевры обнаружились на Корсике и вернулись в родные стены.

monet8

Claude Monet
«Impression, Sunrise»
1872
Paris, Musée Marmottan Monet © Christian Baraja

Сегодня в Париже открылось множество любопытных выставок, и «Ходлер, Мунк, Моне. Изображать невозможное» одна из них. Почему, спрашивается, решили объединить именно эти три имени? Казалось бы, швейцарец Фердинанд Ходлер (1853–1918), француз Клод Моне (1840–1926) и норвежец Эдвард Мунк (1863–1944) никогда не встречались. Но Ходлер и Мунк, без сомнения, анализировали творчество Моне.

История искусств разметала этих художников по разных секциям, классифицировав Ходлера как постимпрессиониста, Мунка как символиста, Моне как импрессиониста. Выставка стремится показать, сколь много общего в произведениях этих современников, пусть и принадлежавших к разным поколениям.

Моне написал однажды: «Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет». Именно в новаторском изображении природы нашлись параллели творческих высказываний трех художников-визионеров, чьи имена заявлены в названии.

И все трое были неутомимыми путешественниками: Ходлер исследовал альпийские ледники, Мунк постоянно курсировал между севером и югом Европы, а Моне побывал в Норвегии. Все трое писали снег, ослепляющий белизной, горные вершины, восходы и закаты солнца, движение воды. Вокруг этих сюжетов и построена экспозиция, показывающая по двадцать работ каждого художника, привезенных во Францию из музея Мунка в Осло и ряда швейцарских музейных и частных собраний.

MONET, Claude_El deshielo en Vetheuil_680 (1977.86)

Claude Monet
«The Thaw at Vetheuil»
1880
Madrid, Museo Thyssen-Bornemisza © Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid

Claude Monet
«The Valley of Sasso, Sunshine»
1884
Paris, Musée Marmottan Monet © The Bridgeman Art Library

monet

Claude Monet
«Sunset at Étretat»
1883
Nancy, musée des beaux-arts © C. Philippot

Claude Monet
«Mount Kolsaas»
1895
Paris, Musée Marmottan Monet © The Bridgeman Art Library

Claude Monet
«Houses in the Snow, Norway»
1895
Paris, Musée Marmottan Monet © The Bridgeman Art Library

Ferdinand Hodler
«The Courageous Woman»
1886
Bâle, Kunstmuseum © Kunstmuseum Basel, Martin P. Bühler

hodler2

Ferdinand Hodler
«Lake Geneva seen from Chexbres»
circa 1904
Collection Christoph Blocher

hodler3

Ferdinand Hodler
«Lake Thun with mountain chain Stockhorn»
1904
Collection Christoph Blocher

hodler4

Ferdinand Hodler
«Lake Geneva from Chexbres»
1904-1905
Winterthour, Fondation pour l’art, la culture et l’histoire
© Institut suisse pour l’histoire de l’art, Zurich

hodler5

Ferdinand Hodler
«The Monk With Clouds»
1911
Suisse, collection particulière

Solen

Edvard Munch
«The Sun »
1912
Oslo, Munchmuseet / Photo © Munch Museum

Nysnø i alleen

Edvard Munch
«Snow Falling in the Lane»
1906
Oslo, Munchmuseet / Photo © Munch Museum

Stjernenatt

Edvard Munch
«Starry Night»
1922-1924
Oslo, Munchmuseet / Photo © Munch Museum

Edvard Munch
«Rain»
1902
Oslo, Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design / Photo © Børre Høstland

To mennesker. De ensomme

Edvard Munch
«Two Human Beings (The Lonely Ones)»
1933-1935
Oslo, Munchmuseet / Photo © Munch Museum