В городе Тайчжун на западе Тайваня открылось здание оперного театра. По здешним меркам его реализация вылилась в долгострой: японский архитектор Тойо Ито (Toyo Ito & Associates) выиграл международный конкурс в 2005 году, проект разработал в 2006-м, строительство началось в 2009-м, в 2014 году, по идее, должно было завершиться, но этого не произошло.
Семидесятипятилетний зодчий постоянно находится в поиске новых форм самовыражения. В 2010 году на XII Венецианской биеннале притцкеровский лауреат, автор Башни ветров в Йокогаме, Зала лирики в Нагаоке и дизайна пачки сигарет Davidoff, Ито продемонстрировал сообществу свой «хаб» для искусств.
Макет, выставленный в Арсенале, был выполнен в материале, из которого возводилось и само сооружение. Трехмерный арматурный каркас из металлической сетки заливали торкет-бетоном. Причем бетон должен был набрызгиваться в два слоя, а третий накладывался уже вручную. Проект здания не только имел бионическую форму, напоминающую скульптуру, но представлял собой полноценную экосистему, предусматривая самостоятельное очищение дождевой воды, контроль температуры и освещения.
На фасаде наконец-то открытого на минувшей неделе Оперного театра ясно читаются силуэты песочных часов, заполненных сплошным остеклением. Отсюда открывается вид на город. Внутреннее пространство учреждения культуры, его холлы и вестибюли вполне можно сравнить с пещерой, лестничные же клетки — с пещерными выбоинами. Монотонность белых стен компенсируется ярко-красным ковровым покрытием. «Я стремился создать архитектуру оперного театра так, чтобы интерьер и фасад стали продолжением всего того, что органы слуха и зрения улавливают в природе», — трактует автор собственную концепцию.
Шестиэтажное здание общей площадью 58 тыс. кв. м вместило в себя сразу три театральных зала, на две тысячи, восемьсот и двести мест, плюс ресторан.