В череде громких премьер начала сезона присутствует очень идущая настроениям наступившей осени выставка мастера камерного пейзажа Альбера Марке (1875–1947).
Французского художника традиционно записывают в фовисты, однако, в отличие от его собратьев по художественной группе, Матисса и Дерена, с их резкой красочностью и грубыми формами, его больше интересовали проблемы передачи атмосферы.
«Когда я начинаю картину, я не знаю, как ее закончу», — говорил тот, чья палитра была пластически сдержанна, гармонична и вместе с тем изысканна, равно как скромен набор сюжетов: река, чаще всего Сена, и городской вид, преимущественно Париж.
Открывающуюся в Москве выставку кураторы Музея современного искусства города Парижа задумали как монографическое исследование творчества живописца. В ГМИИ им А. С. Пушкина экспозицию дополнят произведения «маркистов», такой ярлык прилепился к советским художникам, которых обвиняли в подражании Альберу Марке, — выпускникам ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа 1920–1930-х годов, членам московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников». Излюбленными мотивами Николая Лапшина, Владимира Гринберга, Александра Ведерникова и других художников так же были набережные большой реки, городские пейзажи Москвы и Ленинграда, насыщенные влажным воздухом. Без сомнения, все они испытали на себе сильное влияние не только лирических традиций русской пленэрной живописи, но и раскованного мазка Марке.
Летом 1934 года Марке с женой приезжал в Советский Союз. Посетил Москву, Ленинград, Ростов, Тбилиси, Батум, откуда морем возвратился во Францию. В Ленинграде встретился с «маркистами» и поговорил о французской живописи. Во время визита побывал в бывшем доме Сергея Щукина на Знаменке, тогда уже Музее нового западного искусства (филиале Музея изящных искусств), где предусмотрительно были вывешены работы французского гостя.