Первая за долгие годы европейская ретроспектива американского классика коллажа и ассамбляжа Бетье Саар открылась в миланском Fondazione Prada. Восторженная поклонница Джозефа Корнелла, черпавшая вдохновение в его знаменитых коробочках с «сокровищами», всю жизнь переводила его теории памяти в русло расовых и гендерных исследований.

Название выставки — «Беспокойный танцор», по мнению художницы, является отражением ее самой и художественной практики, которой она придерживается уже долгие годы. По словам Саар, ее «работа движется по спирали творчества, затрагивая проходы и перекрестки, смерть и возрождения наряду с основополагающими понятиями расы и пола».

fondazione-prada_betye-saar2

То, чем она занимается в искусстве с 1960-х годов, — это восстановление памяти об афроамериканской культуре, исчезающей, по Саар, с лица земли. Почти каждый ассамбляж представляет собой собрание разнообразных предметов, так или иначе связанных с черной культурой Северной Америки, от ритуальных объектов до изображений массовой культуры — например, портретов приветливой темнокожей тети Джемимы, улыбающейся с банок соусов.

В 1970-е Саар была активной участницей Black Arts Movement, литературно-театрального движения, ломавшего стереотипы об афроамериканцах. Она успела сделать несколько спектаклей в качестве сценографа — вот откуда в дальнейших ее работах появилась продуманная и виртуозная театральность. А позже, в 1990-х, ее увлекла политика, и к бытовым предметам, которые она выискивала на барахолках и использовала в своих произведениях, стали прирастать газетные и журнальные вырезки, нивелирующие гангстерские образы темнокожих. Все эти десятилетия ее разнообразной жизни и увлечений представлены в Fondazione Prada.

fondazione-prada_betye-saar3

fondazione-prada_betye-saar4

fondazione-prada_betye-saar15

fondazione-prada_betye-saar18

fondazione-prada_betye-saar9

fondazione-prada_betye-saar10

fondazione-prada_betye-saar16

fondazione-prada_betye-saar8

fondazione-prada_betye-saar19

betye-saar_21

«Globe Trotter»
2007
«Weight of Persistent Racism (Manufactured in the U.S.A.)»
2014

betyesaar

«Sambo’s Banjo»
1971-72
«Sock It to’Em»
2011