В Москве открывается долгожданная выставка, планы на которую строились не один год. Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) — первый в истории «бумажный архитектор», который не возвел ни одного здания, но оставил после себя великолепные офорты и гравюры с изображениями архитектуры как реальной, так и возникшей в его воображении.

Год назад ГМИИ им. А. С. Пушкина посвятил этому направлению целую выставку «Бумажная архитектура. Конец истории», курировал которую Юрий Аввакумов, яркий представитель концептуальной архитектуры, практически наш русский Пиранези, не имеющий в портфолио реальных построек, лишь проекты и инсталляции.

piranezi_10

«Вид на мост и мавзолей, построенные императором Адрианом»
Таб. IV из серии «Римские древности», 1752-1756

Среди кураторов нынешней выставки, развивающей ту же тему, — Семен Михайловский, ныне ректор Санкт-Петербургской академии художеств. Будучи еще преподавателем кафедры истории и теории архитектуры, он руководил студией классической архитектуры и открывал летние школы в Риме для студентов Академии художеств, которые, подобно путешественникам, совершавшим гран-тур, самозабвенно зарисовывали античные древности. И это было очень созвучно опытам Пиранези.

piranezi_3

«Руины целлы храма Нептуна в Пестуме»
Лист XVII из серии «Виды Пестума»
1778

Архитектурные фантазии итальянского графика, изданные в 1749 году и при жизни автора не оцененные, в течение последующих двухсот с лишним лет поражали воображение многих художников и архитекторов. Пиранези долго жил в Риме, в гравюрах фиксируя знаменитые места древнего города, археологические находки, сделанные на его территории.

piranezi_

«Иконография» или план Марсова поля в античные времена»
План на шести досках посвящен Роберту Адаму
1757
Из серии «Марсово поле Древнего Рима, произведение Дж.Б.Пиранези, члена Лондонского королевского общества антиквариев. 1762»

На открывающейся выставке российскому зрителю впервые доведется увидеть гравировальные доски Пиранези. Их предоставит Центральный институт графики (Римская калькография). В экспозицию, помимо сотни офортов итальянского мастера, войдут гравюры и рисунки его предшественников и последователей: слепки, монеты и медали, книги, а также модели из коллекции Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, графические листы из Фонда Чини (Венеция), Музея архитектуры имени А. В. Щусева, Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова.


piranezi_9

«Оформление в египетском стиле Английского кафе, со сфинксами на карнизе»
Из серии «Различные способы украшения каминов и других частей зданий, заимствованные из архитектуры египетской, этрусской и греческой с апологетическими рассуждениями в защиту египетской и тосканской архитектуры, произведение кавалера Джамбаттисты Пиранези, архитектора»
1769

piranezi_7

«Огромное колесо»
Лист IX из серии «Воображаемые темницы»
1761

piranezi_4

«Вид на Пьяцца дель Пополо»
Лист из серии «Виды Рима», 1748-1788

piranezi_2

Франческо Пиранези по композиции Джузеппе Кадеса
«Портрет Д. Б. Пиранези»
1779

piranezi_11

Тома де Томон Жан Франсуа
«Вид Пантеона в Риме»
1790