В Москве открывается долгожданная выставка, планы на которую строились не один год. Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) — первый в истории «бумажный архитектор», который не возвел ни одного здания, но оставил после себя великолепные офорты и гравюры с изображениями архитектуры как реальной, так и возникшей в его воображении.
Год назад ГМИИ им. А. С. Пушкина посвятил этому направлению целую выставку «Бумажная архитектура. Конец истории», курировал которую Юрий Аввакумов, яркий представитель концептуальной архитектуры, практически наш русский Пиранези, не имеющий в портфолио реальных построек, лишь проекты и инсталляции.
Среди кураторов нынешней выставки, развивающей ту же тему, — Семен Михайловский, ныне ректор Санкт-Петербургской академии художеств. Будучи еще преподавателем кафедры истории и теории архитектуры, он руководил студией классической архитектуры и открывал летние школы в Риме для студентов Академии художеств, которые, подобно путешественникам, совершавшим гран-тур, самозабвенно зарисовывали античные древности. И это было очень созвучно опытам Пиранези.
Архитектурные фантазии итальянского графика, изданные в 1749 году и при жизни автора не оцененные, в течение последующих двухсот с лишним лет поражали воображение многих художников и архитекторов. Пиранези долго жил в Риме, в гравюрах фиксируя знаменитые места древнего города, археологические находки, сделанные на его территории.
На открывающейся выставке российскому зрителю впервые доведется увидеть гравировальные доски Пиранези. Их предоставит Центральный институт графики (Римская калькография). В экспозицию, помимо сотни офортов итальянского мастера, войдут гравюры и рисунки его предшественников и последователей: слепки, монеты и медали, книги, а также модели из коллекции Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, графические листы из Фонда Чини (Венеция), Музея архитектуры имени А. В. Щусева, Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова.