Музей Гуггенхайма из собственной обширной коллекции собрал выставочный блокбастер «Окна города: Парижская школа. 1900–1945», включив в него главных представителей своеобразного художественного феномена начала прошлого века. От Пикассо, Брака, Модильяни и Гриса до Кандинского, Миро и Шагала. До 23 октября выставка гостит в пространстве музея в Бильбао, а потом переедет в нью-йоркский музей.
Термин «Парижская школа» (École de Paris) появился в 1920-е годы с легкой руки критика Андре Варно. Так он назвал большое интернациональное сообщество самых разных художников, устремившихся со всех уголков света в «мировую арт-мекку», как в начале XX века называли Париж, и создавших богемную славу району Монпарнас. О художниках той поры, как и их окружении — фотографах и литераторах, музыкантах и музах, написано невероятное количество статей и книг, сделано много выставок (поминали Парижскую школу и в России — в 2011 году международный проект прошел в ГМИИ имени А. С. Пушкина). Но столь масштабного и упорядоченного показа не было уже около двадцати лет, со времен выставки в Центре Помпиду в 2000 году.
В разделах нынешней экспозиции — те направления в искусстве, которые, как считается, зародились и сформировались в недрах Парижской школы. Кубизм, представленный работами Хуана Гриса, Пабло Пикассо и Жоржа Брака, соседствует с новаторским модернизмом Франтишека Купки, Робера Делоне, Пита Мондриана и Константина Бранкузи. К Школе смело причисляют сюрреализм и абстракцию с картинами Ива Танги, Жоана Миро, Василия Кандинского и Вильфредо Лама, а также архитектуру Ле Корбюзье и снимки многих довоенных фотографов, без которых любой рассказ о Париже того времени, городе, где билось сердце международного авангарда, был бы неполным.