Музей Гуггенхайма из собственной обширной коллекции собрал выставочный блокбастер «Окна города: Парижская школа. 1900–1945», включив в него главных представителей своеобразного художественного феномена начала прошлого века. От Пикассо, Брака, Модильяни и Гриса до Кандинского, Миро и Шагала. До 23 октября выставка гостит в пространстве музея в Бильбао, а потом переедет в нью-йоркский музей.

Термин «Парижская школа» (École de Paris) появился в 1920-е годы с легкой руки критика Андре Варно. Так он назвал большое интернациональное сообщество самых разных художников, устремившихся со всех уголков света в «мировую арт-мекку», как в начале XX века называли Париж, и создавших богемную славу району Монпарнас. О художниках той поры, как и их окружении — фотографах и литераторах, музыкантах и музах, написано невероятное количество статей и книг, сделано много выставок (поминали Парижскую школу и в России — в 2011 году международный проект прошел в ГМИИ имени А. С. Пушкина). Но столь масштабного и упорядоченного показа не было уже около двадцати лет, со времен выставки в Центре Помпиду в 2000 году.

Amedeo Modigliani "Nude" 1917

Amedeo Modigliani
«Nude»
1917
Solomon R. Guggenheim Museum, New York, Solomon R. Guggenheim Founding Collection

В разделах нынешней экспозиции — те направления в искусстве, которые, как считается, зародились и сформировались в недрах Парижской школы. Кубизм, представленный работами Хуана Гриса, Пабло Пикассо и Жоржа Брака, соседствует с новаторским модернизмом Франтишека Купки, Робера Делоне, Пита Мондриана и Константина Бранкузи. К Школе смело причисляют сюрреализм и абстракцию с картинами Ива Танги, Жоана Миро, Василия Кандинского и Вильфредо Лама, а также архитектуру Ле Корбюзье и снимки многих довоенных фотографов, без которых любой рассказ о Париже того времени, городе, где билось сердце международного авангарда, был бы неполным.

Robert Delaunay "Red Eiffel Tower" 1911–12

Robert Delaunay
«Red Eiffel Tower»
1911–12
Solomon R. Guggenheim Museum, New York, Solomon R. Guggenheim Founding Collection

Pablo Picasso "Mandolin and Guitar" Juan-les-Pins 1924

Pablo Picasso
«Mandolin and Guitar»
1924
Solomon R. Guggenheim Museum, New York, Thannhauser Collection, Gift, Justin K. Thannhauser
© Sucesión Pablo Picasso. VEGAP, Bilbao, 2016

Robert Delaunay "Circular Forms" 1930

Robert Delaunay
«Circular Forms»
1930
Solomon R. Guggenheim Museum, New York, Solomon R. Guggenheim Founding Collection

Vasily Kandinsky "Around the Circle" May–August 1940

Vasily Kandinsky
«Around the Circle»
1940
Solomon R. Guggenheim Museum, New York, Solomon R. Guggenheim Founding Collection
© VEGAP, Bilbao, 2016

Joan Miró "Landscape (The Hare)" 1927

Joan Miró
«Landscape (The Hare)»
1927
Solomon R. Guggenheim Museum, New York
© 2016 Successió Miró / Artists Rights Society (ARS), New York / ADAGP, Paris